Долина цариц
(или Бибан эль-Харим) расположена примерно в полутора километрах от Долины Царей. Здесь хоронили не только цариц, но и рано умерших Египетских принцев. Пока в этом некрополе археологам удалось найти свыше 70 гробниц. Гробницы внешним обликом напоминают усыпальницы в Долине царей, разве что они немного меньше по размерам.
Наибольший интерес вызывает расписанная от стен до потолка гробница Нефертари, жены фараона Рамсеса II. После реставрации, законченной в 1995 г., она вновь открыта для посещения. Но доступ в нее ограничен: посетителей пускают группами по 10 человек и всего на 10 минут. За день ее успевают осмотреть всего 150 человек. Попав в их число, вы можете восхищаться настенными росписями, иллюстрирующими «Книгу мертвых», и наблюдать прекрасную царицу в обществе Осириса или за игрой, похожей на шахматы.
Погребальную камеру осеняет свод в виде звездного неба.
Хатшепсут
Сама Хатшепсут была дочерью причисленного посмертно к богам фараона Тутмоса I, а также, несмотря на близкие родственные связи, она была супругой своего сводного брата Тутмоса II. Тутмос II имел несколько жён, и была у него младшая супруга Исида, от которой был рождён наследник фараоновой династии Тутмос III. К моменту смерти сводного брата сын Исиды был ещё слишком молод, чтобы взять на себя бразды правления и Хатшепсут стала его регентом. Однако, вкусив власти и имея, как свидетельствуют египтологи, чувство несокрушимой гордости Хатшепсут провозгласила себя полноправной и единственной царицей, имеющей право владычествовать над Египтом. Годы её правления стали яркими страницами египетской истории: пятнадцать лет царствования ознаменовали победы в войнах, были отреставрированы значимые для Египта достопримечательности и было построено множество памятников, кстати, по количеству построенных архитектурных памятников Хатшепсут превзошёл только Рамсес II. Наследнику, чтобы занять предназначенный ему по праву рождения престол, пришлось терпеливо ждать, когда Хатшепсут покинет мир и отправиться на загробной ладье в царство мёртвых.
Значение
Нынешний поселок, который носит название Луксор, некогда был частью гремящих славой Фив. Он находится в семистах километрах от столицы страны, Каира, и проживает там около ста пятидесяти тысяч человек. Четыре тысячи лет назад Фивы были столицей империи, которую тогда представлял собой Египет. Луксор же был маленьким селением под названием Уасет. Эта империя была не чета современным – она просуществовала целых тысячу лет! Но и с ее падением Луксор продолжал оставаться очень важным культурным центром страны — как в области экономики, так и в сфере религиозной жизни. И это видно невооруженным глазом. Ведь прошло уже столько лет, а мы все поражаемся остаткам его гробниц, обелискам и руинам его величественных храмов. Более того, многие артефакты прошлого – скульптуры, рисунки, росписи и тексты, высеченные в камне, дошли до нас в таких количествах и в таком отличном состоянии, что, наверное, никакое иное место не может лучше рассказать о людях, населявших Древний Египет.
Архитектурные особенности храма
Эта женщина была необычна во всех своих проявлениях, и настолько же оригинален ее погребальный храмовый комплекс в Луксоре. Храм находится на значительном удалении от построек других царей, возведенных в фиванском некрополе. На границе пустыни и плодородной земли был возведен огромный пилон, от которого шла тропа к храму. Сам храм царицы Хатшепсут – это настоящее чудо инженерной мысли, на которое только были способны зодчие Древнего Египта. Он был создан в известняковых скалах Дейр-эль-Бахри и включал три большие террасы, которые располагались одна над другой. На каждой из террас располагался двор, помещения с колоннами и святилища, которые уходили далеко в толщу скалы.
Такое строение храма и его расположение внутри скалы Дейр-эль-Бахри вовсе не случайны. Дело в том, что неподалеку находится похожий храм, построенный фараоном XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этого царя считают основателем фиванской династии. Таким образом Хатшепсут выражала почтение и демонстрировала преемственность поколений, доказывая те самым свое законное право на престол Египта.
На стенах храма Хатшепсут в Луксоре изображены рельефы, в полной мере отражающие мироощущение жителей Страны Пирамид. На стенах южной части нижнего портика нарисована доставка обелисков, которые предназначались для постройки храма Амона в Карнаке. На стенах северного портика изображены сюжеты, действие которых происходят в зарослях тростника, ассоциирующегося с Нижним Египтом. Идея объединения Верхних и Нижних земель Египта проскальзывает еще раз на перилах пандуса, который соединяет второй и третий ярусы храма Хатшепсут. Внизу эти лестницы украшены изображением огромной кобры, хвост которой поднимается по верхней части перил. Эта змея — олицетворение богини Уаджет, покровительницы Нижнего Египта. Над ее головой находится изображение Гора – одного из важнейших божеств Верхнего Египта.
Главный сюжет рельефов северного портика храма – история божественного появления на свет царицы Хатшепсут. По легенде, бог Солнца Амон Ра принял облик отца женщины и вошел в опочивальню ее матери Яхмес. Пока она была в положении, боги одарили Хатшепсут твердым характером, столь нужным для управления страной. Завершает композицию сцена божественного рождения правительницы.
Лишив власти своего пасынка Тутмоса III и захватив престол, фараон Египта Хатшепсут так и не сумела освободиться от сомнений по поводу законности своего восхождения на царский трон. И хотя она доказала свою мудрость и способность грамотно управлять страной, традиции велели занимать престол только мужчинам. Именно поэтому женщина изображалась на рисунках в мужских одеждах и с искусственной церемониальной бородкой. И каждая из колонн-портиков храма, возведенного ею, была дополнена статуей правительницы в образе бога Осириса, в белых одеждах, с руками, скрещенными на груди. В них находились символы власти фараона – посох и цеп. Побывав в храме, обязательно сделайте фото этих статуй на память – они словно застыли в веках.
Композиция южного портика второго яруса храма Хатшепсут – это рассказ об известном походе в Пунт. Если верить хроникам, эта затея была настолько масштабной, что жители Пунта, едва увидев войско и флот, тут же сдались без боя и признали свое государство колонией Египта. На стенах храма в Дейр-эль-Бахри эта кампания изображена в мельчайших подробностях.
По сторонам от портиков были возведены святилища Анубиса – покровителя загробной жизни, и Хатхор – древнеегипетской богини любви. Само место Дейр-эль_Бахри издревле было посвящено Хатхор. Оба святилища включают 12 гипостильных залов и множество ритуальных помещений, уходящих далеко в скалу.
Верхняя часть храмового комплекса посвящена богам, подарившим жизнь и землям Египта, и его правителю. Здесь находится сердце постройки – святилище Амона Ра, главная часть храма в Дейр-эль-Бахри.
Хатшепсут: «Лучшая из благородных дам»
Принято думать, что Хатшепсут была первой и единственной женщиной-фараоном. Но это не так: до нее накладную бороду вместе с великим мужским титулом носили Хенткаус, Нейтикерет, Нефрусебек, а после — Таусерт. Но Хатшепсут однозначно превзошла их неординарностью своей личности, прозорливостью и политическим опытом.
Храм в Дейр-эль-Бахри
Современные исследования определили, что правила она в 1490/1489 — 1468 годах до н. э., являлась дочерью Тутмоса I (третьего фараона XVIII династии) и царицы Яхмес.
Когда умер ее муж (а по совместительству и сводный брат) Тутмос II, Хатшепсут взяла на себя роль регента пасынка-младенца Тутмоса III — сына своего супруга от наложницы. Но по сути, правила единолично, получив титул Царя Двух Земель и объявив себя Старшей Дочерью Амона и его верховной жрицей.
Дейр-эль-Бахри
В эти два десятка лет Египетское царство пережило колоссальный расцвет — особенно активной «Лучшая из благородных дам» (так переводится ее имя) была в строительстве и восстановлении разрушенных в былые эпохи памятников. Больше нее строил лишь фараон Рамсес II, однако он не гнушался возможностью оставить свои надписи на сооружениях, возведенных предшественниками, таким образом «присваивая» их.
Главной архитектурной жемчужиной, которую инициировала Хатшепсут, стал храм Джесер-Джесеру в западной части Фив — на его строительство ушло 9 лет.
Колоннада храма, Дейр-эль-Бахри
Конечно, как и любой фараон, правительница снаряжала и возглавляла и военные экспедиции, хотя старалась и минимизировать их число. Это были походы на Нубию, завоевание Синайского полуострова, Южной Сирии, Палестины…
Еще больший вклад Хатшепсут внесла в проведение исследовательских и торговых экспедиций — в этом ей не было равных. Так, на стенах того самого Джесер-Джесеру увековечен поход в загадочную страну Пунт (по гипотезе современных ученых, это территория Сомали) — оттуда флот, созданный царицей, привез экзотические благовония, золото, мирру, слоновую кость и даже живых обезьян, жирафов и пантер. А еще прямо в корзинках с землей доставили кусты ладана и посадили перед храмом Хатшепсут…
Часовня Хатор
Когда Тутмос III подрос и превратился в амбициозного юношу, позиции мачехи-регента стали ослабевать. К тому же Хатшепсут была разбита горем — умерла ее единственная дочь царевна Нефрура.
Самой правительницы не стало, судя по всему, в возрасте 40-50 лет. Археолог Захи Хавасс исследовал ее останки и установил, что в последние годы жизни Хатшепсут страдала от остеопороза, опухоли в брюшной полости, а смерть наступила, скорее всего, от сепсиса, вызванного гнойным воспалением во рту.
Фараон приносит дары богу Гору
Тутмос III правил еще 30 лет и тщательно уничтожил почти все, что напоминало о его мачехе, в том числе и ее картуши и изображения на храмах…
Часовня Храма, Дейр-эль-Бахри
У царицы было аж две гробницы, но ни в одной не обнаружили ее мумии. Лишь в 2006 году она нашлась в в ! Туда ее привезли в 1906-м из маленькой гробницы в . Тогда ученые посчитали, что это тело Сат-Ра, которая была кормилицей царицы в детстве.
Идентифицировать ткани тела, принадлежавшие царице, помог сломанный зуб, сохранившийся в одной из шкатулок с изображением Хатшепсут. В челюсти у мумии как раз не хватало половины одного зуба! Генетический анализ поставил точку в этой сенсации. Научная общественность признала данное открытие величайшим — после обнаружения гробницы Тутанхамона.
Колоссы Мемнона
Авторский тур в Египет “Мистический Египет”
Вот, возлюбил я супругу, избранную мной, мать царя Верхнего и Нижнего Мааткара, наделённого жизнью, Хнумит-Амон Хатшепсут… Буду я защитой плоти её, возвышающим (букв.: в качестве возвышения) её среди… Вот, дал я ей страны (Египта) все, чужеземные страны все… Будет предводительствовать она живущими всеми… …все… Соединил я для неё Обе Земли в довольстве… Будет сооружать она храмы ваши, освятит она дома ваши… сделает постоянными (букв.: упрочит) она приношения ваши, сделает процветающими она алтари ваши. Сделайте обильной влагу, находящуюся в небе, во время её, сделайте выхождение для неё разлива речного большим весьма в срок её, обеспечьте защиту вашу жизни, благополучия, достатка её……жизнь …её. Тот, кто будет чтить её, истинно, будет он жить… Тот, кто скажет худое в отношении имени величества её, сделаю я, что умрёт он тотчас”. – надпись из храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри |
Kartazon Dream — авторские путешествия All rights reserved
Узнать о авторских туpах Kartazon Dream можно на странице туров. По вопросам участия пишите на почту клуба. Приобрести мои фото и видео материалы возможно на данных стоках, а так же написав лично на почту.
Дальнейшая судьба
Когда Хатшепсут скончалась, власть перешла к Тутмосу III. Прошло двадцать лет, и фараон провел кампанию по уничтожению наследия царицы. Ее скульптуры были разбиты, изображения и имена стерты. Такое практиковали не только в Древнем Египте (см. ).
Почему фараон так поступил? Некоторые считают, что причина была в личной обиде на Хатшепсут, которая по сути узурпировала власть. Однако вряд ли бы он в этом случае стал ждать двадцать лет, чтобы отомстить. Вероятно, идея женщины-фараона все еще была слишком чужда древнеегипетскому обществу, а за двадцать лет с ее смерти деяния царицы забылись. Вот и решено было предать ее память забвению.
Позже храм Хатшепсут пострадал во время землетрясения. При Птолемеях его частично восстановили. А в VI–VIII вв. н. э. в нем действовал коптский монастырь, и поверх оригинальных рельефов были нанесены изображения Христа.
Европейский мир узнал о храме в 1737 г., когда он нем поведал британский путешественник. Во второй половине XIX в. памятник древнего зодчества был расчищен и частично восстановлен. Но реставрационные работы продолжаются в нем и сегодня.
Посмертная судьба женщины-фараона
Хатшепсут не жалела ни времени, ни средств на строительство своего храма. Грандиозный замысел, по которому возведен этот погребальный дворец, принадлежит архитектору Сененмуту, фавориту царицы. Его изображения также встречаются на стенах храма.
После того как эта великая женщина умерла, трон вновь перешел к Тутмосу III, люто ненавидевшему Хатшепсут за то, что она отняла у него престол на долгих 15 лет. Он приложил все усилия, чтобы стереть из памяти людей и из истории все упоминания о ней. Мумия Хатшепсут долгое время считалась пропавшей, пока в 2007 году не была случайно обнаружена в Каирском египетском музее.
Несмотря на это, заупокойный храм царицы Хатшепсут оставался важнейших религиозным центром. Здесь были захоронены знатные фамилии жрецов, сюда приводила больных людей, желающих исцелиться, вера в святость этого места. И сегодня на стенах храма можно встретить надписи с просьбами исцелить от болезней.
После принятия христианства храм Хатшепсут стал церковью, но позднее был заброшен, и сегодня все, что осталось от него – руины, безмолвное напоминание о некогда процветающем Древнеегипетском царстве.
Обзоры популярных отелей Египта по городам
Подробные обзоры египетских отелей с фотографиями и отзывами!
5 звезд
4 звезды
3 звезды
Интересное
Экскурсии из города Табы в Израиль и Иорданию
Туристический облик Нувейбы
Такси в Египте – советы для туристов
Бедуинский чай мармария
Песчаные и коралловые пляжи Шарм-эль-Шейха
Сандаловое масло из Египта – особенности применения
Город живых
Полумиллионный город Луксор на образном и физическом плане делят на две части: живых и мёртвых. На месте «Города живых» в период Среднего и Нового царств находилась столица древнего Египта — Фивы. Здесь находятся всемирно известные памятники архитектуры: Луксорский и Карнакский храмы. Когда-то 2-х километровая аллея сфинксов объединяла их в один ансамбль.
Карнакский храм
Это главное государственное святилище Нового царства (1550—1069 годы до н. э.). На его территории находятся 33 храма и зала — это своеобразный город с озёрами, аллеями. Он достраивался и расширялся на протяжении 15 веков, вплоть до появления императорского Рима (I век до н.э.).
Фото Карнака с воздуха
Ко входу ведёт аллея криосфинксов — мифических существ с телом льва и головой барана (баран считался одним из воплощений Амона).Главным местом Карнака является ансамбль из трёх храмов, посвящённых
- богу солнца Амону,
- его супруге Мут (богине материнства) и
- сыну Хонсу (божеству Луны).
Он занимает около 30 га.
Поклонение жукам и гусям
Более всего впечатляет колонный зал: 134 колонны по 16 метров в высоту, полностью украшенные барельефами. Каждая колонна настолько массивна, что нужно 5 человек, чтобы охватить её.
Панорама Карнака
С южной стороны храма находится священное озеро, водами которого жрецы омывали статуи богов. Рядом с ним был домик для гусей. В Древнем Египте гусь считался птицей, отложившей яйцо, из которого появилось Солнце.
Гранитный жук-скарабей на берегу священного озера в Карнакском храме
На берегу стоит скульптура гранитного жука-скарабея, олицетворяющего силу Сердца. Человек должен пробудить эту силу в себе для того, чтобы возродиться: умереть и воскреснуть, как солнце, преодолевая все испытания в жизни и после смерти.
Варварство цивилизации
Комплекс богини Мут находится южнее на 350 метров. Храм, окружённый естественным озером с трёх сторон, «родильный дом» Рамзеса III и храм Камутеф были значительно разрушены в 1840 году. Причиной стало возведение фабрики. А древние строения служили источником строительного материала.
Здесь же находятся
- Белая капелла (самое старое здание из сохранившихся),
- Красная капелла (построена царицей Хатшепсут),
- Алебастровая капелла (Тутмос IV, 18 династия),
- храм Рамзеса III (20 династия),
- храм Монту (покровителю города) и другие.
Луксорский храм
Луксорский храм представляет собой южные тайные покои или южный гарем бога изобилия Мина-Амона. Здесь можно увидеть наиболее полную картину особенностей древнеЕгипетской архитектуры в период Нового царства. С большим числом колонн, грандиозный и монументальный, он построен по приказу Аменхотепа III в 14 веке до нашей эры. Храм тянется вдоль Нила на 260 метров.
Самая древняя его часть представляет из себя залы, украшенные монументальными барельефами и надписями. Цари следующей династии пристроили южный двор, в котором колонны перемежаются со статуями фараонов.
Старинная фотография колонного зала Аменхотепа III
С северной стороны Рамзес II (Великий, 19 династия) установил колоны с четырёх сторон открытого пространства (перистиль) и пилон с изображением своих военных подвигов. На нём же высечен текст поэмы, восхваляющей фараона, придворного поэта Пентаура.
У северного входа расположены 4 огромных монолита, изображающие Рамзеса II и его супругу Нефертари, и обелиск. Изначально здесь стояли два обелиска. В начале 1830 годов один из них был подарен Франции за первую расшифровку Египетских иероглифов. Сейчас он стоит на площади Согласия в Париже.
Внутри Луксорского храма рядом со статуями Рамзеса II примерно в 11 веке нашей эры была возведена мечеть. В ней хранятся останки святого покровителя города суфия-шейха Абу аль-Хаджаджи.
Назначения храмов
Фараон был богом на земле. Он отвечал за благополучие других богов и людей. Каждый его поступок имел сакральное значение.
Один раз год во время разлива Нила (в августе) статую Амона торжественно перевозили по аллее сфинксов из Карнака в Луксорский храм. Здесь фараон возносил молитвы о поддержании гармонии и совершал таинства для обновления жизни, земли и богов.
Рамессеум — заупокойный храм Рамсеса II
Грандиозный , воздвигнутый зодчим Пенра на западном берегу Фив, в древности назывался «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона». Храм стоял в центре жилого квартала, обнесенного глиняной стеной. Слева от храма находился павильон фараона, а справа и сзади — бесчисленные маленькие здания с полукруглыми крышами, служившие жильем для рабочих, мастерскими и складами. От Hила к храму был проложен канал.
В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II служит гигантский пилон из песчаника. За пилоном находится первый двор. Фасад был оформлен в виде портика с двойной колоннадой, а противоположная, северная стена двора — с одним рядом колонн, перед которыми стояли осирические колоссы царя. Западная стена двора не имела колонн: она была ограничена следующим, сравнительно невысоким пилоном, к проходу которого вела лестница, так как второй двор был расположен выше первого. С каждой стороны лестницы стояла гигантская двадцатиметровая статуя Рамсеса. Сохранившийся колосс является величайшей Египетской монументальной скульптурой и весит около 1000 тонн.
Кроме того, в Рамессеуме когда-то находилась знаменитая библиотека, которую Диодор называл «Лечебницей души». Под полами храма была обнаружена шахта с погребением жреца эпохи Среднего царства, где были найдены магические жезлы, маски и несколько папирусов, среди которых — Драматический папирус Рамессеума.
Во время своего более чем 64-летнего царствования, по праву считающегося одной из эпох высочайшего расцвета Египетской цивилизации, по распоряжению Рамсеса II было создано огромное количество храмовых комплексов и монументальных произведений искусства. В том числе уникальные скальные храмы Нубии, несколько храмов и знаменитые колоссы в Мемфисе, двор и колоссальный первый пилон храма в Луксоре, храм в Абидосе, завершил строительство и отделку грандиозного гипостильного зала храма Амона-Ра в Карнаке.
При Рамсесе II была сооружена часть храма богини Хатхор в Серабит эль-Хадим на Синае. В общем и целом, Рамсес II построил множество статуй и храмов в свою честь в различных уголках Египта.
Самыми крупными на сегодняшний день являются две 20-метровые статуи сидящего Рамсеса II в Абу-Симбеле на юге страны (на фото):
Храм в Луксоре
Разумеется, он посвящен Амону. Это божество занимает особое место в религии древнего Египта. В этом храме хранился особый лук, который фараон брал в руки после смерти своего предшественника. Именно он делал его законным владельцем трона и сообщал ему ту особую ауру, которая окружала истинного наследника в длинной цепи божественных правителей страны Египет. Луксор уникален и своим храмом. Его комплекс протянулся не с востока на запад, как это принято было для религиозных сооружений такого типа, а вдоль реки Нил. Дело в том, что архитекторы задумали его в качестве естественного продолжения другого храма – в Карнаке. Между двумя строениями находилась так называемая аллея сфинксов, по которой ходили процессии жрецов во время праздников. Несколько из этих скульптур были обнаружены археологами. Это место всегда почиталось настолько священным, что даже современная мечеть находится на территории храма, названного по имени города Луксор. Египет, фото которого потрясают величием древности, обязан доброй половиной своей славы величественным комплексам, которые находятся здесь.
Вольный шагать
Одним из тех, кто привел к власти Хатшепсут был ее верный придворный Сенмут (невольно вспоминаются восхождения на трон наших цариц, например, Екатерины II, опиравшихся на фаворитов).
Сенмут происходил из простой семьи, что, возможно, помешало ему пробиться в высший эшелон придворных вельмож. Но самое главное – он был предан всей душой царице. Именно поэтому она сделала его воспитателем своей старшей дочери Нефрура, а еще ранее при жизни Тутмоса II, мужа Хатшепсут, он являлся главным управляющим хозяйства царицы.
Без сомнения Сенмут поддерживал любые начинания царицы. Он руководил всеми строительно-архитектурными работами. Сенмут строил в Карнаке, в Гермонте, южнее Фив, в восточной части Луксора. Сенмут являлся, кроме того, одним из организаторов похода в страну Пунт. Судя по фактам его деятельности, он твердо поддерживал стремление Хатшепсут к утверждению на фараонском троне.
Не их ли взаимная любовь позволила талантливому архитектору сделать стремительную карьеру при дворе? Говоря о степени приближенности Сенмута к царице нельзя не вспомнить его замечательный, можно сказать, уникальный титул – «Вольный шагать по дому царя».
Касаясь интимной стороны их отношений, стоит указать на бытующую версию, что отцом младшей дочери Хатшепсут являлся Сенмут.
Что же вызвало охлаждение Хатшепсут к Сенмуту, даже его опалу за шесть лет до смерти царицы? Здесь могут быть названы ряд причин, но все же есть главная: Хатшепсут-фараон не могла себе позволить открыто завести любовника и допустить огласки при дворе , что могло бы пошатнуть ее трон. Честолюбивый разум победил чувство любви. Имеется предположение, что это были лишь платонические отношения. Вполне возможно, тем более, что царица не думала о замужестве, что могло бы вызвать ненужное ей соперничество. Кроме того, Сенмут в силу своего безродного происхождения не являлся серьезным кандидатом в супруги женщины-фараона.
Кроме того, Сенмут, как раз в годы строительства поминального храма
позволил себе некоторые «вольности». Кроме изготовления нескольких статуй со старшей дочерью Хатшепсут – своей воспитанницей, он оставил в укромных местах, около дверных проемов, свои изображения, которые прикрывались дверьми. Более того, он начал строительство своей гробницы на территории первой террасы храма, чтобы и после смерти быть ближе к возведенному им Джесер джесеру. Пожалуй, это посягательство на священную землю в Долине царей, на неоправданную близость к Хатшепсут и Амону – ведь это их поминальный храм – могло вызвать неприязнь, послужить причиной опалы скульптура. Тем более это подтверждает тот факт, что гробница была не окончена, упоминания Сенмута уничтожены.
Возможно, благодаря этой опале Сенмут остался жив после смерти Хатшепсут. Он служил при дворе Тутмоса III архитектором, сделал проекты двух величайший строек древности: плотины на Асуане и Суэцкого канала.
И все же по легенде он похоронен в склепе под усыпальницей своей возлюбленной. Вот такова повесть о египетских Ромео и Джульетте, не менее печальная, чем шекспировская.
Общая информация
Храм Хатшепсут по своему внешнему облику разительно различается с тяжеловесной архитектурой Луксора: вместо грозных пилонов – воздушные, взлетающие над склонами холмов, террасы, вместо гулких аскетичных переходов – множество скульптур. К вырубленному в скале святилищу ведут соединённые широкими пологими пандусами три ступени, по своей площади, являющиеся террасами, которые некогда украшали зелёные насаждения, пруды и ярко раскрашенные, с головой Хатшепсут в образе бога Осириса сфинксы. Правда, нижнюю ступень украшают каменные соколы, словно взлетевшие на ограждающую ступень стену. На этом ярусе сохранились повествующие о военном торжестве и строительных работах изображения.
Рельефы второго яруса повествуют о жизни царицы, включая экспедицию Хатшепсут в африканские поселения на востоке. Лестница за счёт изображённых на ней фигур кобры и сокола, символов Верхнего и Нижнего Египта, являются символом единства этого государства.
Верхний ярус был в своё время предназначен для проведения на нём священных ритуалов. В храме, когда-то было около двухсот искусно выполненных статуй, но из-за Тутмоса III, который не питал родственных и благоговейных чувств к царице, после смерти Хатшепсут многие статуи были разрушены и закопаны рядом с храмом. Современные археологи во время раскопок находят эти предметы искусства и восстанавливают их на прежних местах в первоначальном виде, но, к сожалению, многие фрагменты бесценных рельефов и скульптур были вывезены из страны и воссоздать полностью этот памятник древний культуры уже невозможно.
Луксорский музей
, открытый в 1975 году расположился на живописном восточном берегу Нила, между храмом Карнак и храмом Луксор. На территории музея есть сад, представляющий собой музей под открытым небом, где собраны скульптуры эпохи фараонов. Особенно много экспонатов Нового царства. Из сада, через большие стеклянные двери, посетители попадают в главный зал музея, состоящий из двух уровней, соединённых спиральными коридорами.
На первом этаже музея находится великолепная коллекция Египетских скульптур, в том числе статуя бога-крокодила Собека, привезённая из храма Ком Омбо. Здесь же фрагменты стен храма Аменхотепа IV, некогда возвышавшегося в Луксоре. Экспозиции музея охватывают период более 4 тысяч лет, от доисторической эпохи до исламской.
Здесь и некоторые вещи из гробницы Тутанхамона, статуя Тутмоса III, огромная голова статуи Эхнатона в двойной золотой короне, часть стены храма Эхнатона в Карнаке, королевские мумии Яхмоса I и Рамзеса I, коллекция коптских древностей…. Конечно, музей не конкурент Египетскому музею в Каире, но здесь, из запасников, выбраны самые лучшие образцы.
Заупокойный храм Рамсеса III в Мединет Абу
Древнейшей святыней является храм Амона, согласно легенде, сооруженный на месте первого появления Амона Фиванского. Известный также как Малый храм или Храм XVIII династии, он был построен ещё в эпоху Хатшепсут / Тутмоса III. То есть, за 300 лет до Рамсеса III. После чего, храм перестраивался полторы тысячи лет, вплоть до римлян.
На фото, связь времён: справа – пилон XXV династии, в центре – птолемеевский пилон, слева – остатки римского портика с двумя птолемеевскими колоннами, а массивное сооружение на заднем плане между пилонами – укрепленный вход-мигдол Рамсеса III:
Но наибольшую известность Мединет-Абу принес именно хорошо сохранившийся поминальный храм Рамсеса III – последнего из великих фараонов Древнего Египта. Вскоре после того, как Рамзес III его построил, произошло разделение Египта.
Стены храма иллюстрируют победы Рамзеса III над ливийцами, которые изображены в длинных платьях, с бородами и короткими баками. А стены с внешней стороны храма украшают изображения Людей Моря, которые до сих пор остаются загадкой для ученых: кто они были, откуда пришли, и что с ними стало потом.
Известно, что в начале XII в. до.н.э. с Людьми Моря у египтян было две войны, во время которых отмечено их сильное разрушительное воздействие на социум Древнего Египта.
Одна из самых любопытных деталей храма: его стены строились с таким расчетом, что если кто-то попытается перебить имя фараона и поменять его на свое — храм бы просто рухнул. Дело в том, что Рамзес II, правивший до Рамзеса III, поступал следующим образом: если ему нравилась статуя кого-то из фараонов-предшественников, он просто сбивал его имя и приказывал высечь свое имя. Зная о таких проделках своего предшественника, Рамзес III и приказал вырезать иероглифы так глубоко, что раньше в них селились птицы.
История Храма
Изначально Храм был посвящен фиванской триаде:
- Амону (древнеЕгипетскому Богу воздуха);
- Мут (древнеЕгипетская Богиня неба);
- Хонсу (сыну Амона и Мут).
Соединяя Карнакский и Луксорский храмы, аллея сфинксов имела большое значение. На ней проводили шествие в дни празднования Опет. Праздник отмечался в том время, когда Нил разливался и выходил из своих берегов. По полноводной реке спускали ладью со статуями 3-х Богов, которая следовала от одного Храма к другому. Пышная процессия проводилась в честь возрождения и плодородия земли после периода засухи. Каждый год в течение 3 000 лет праздник Опет был значительным событием в жизни Египта.
Однако по последним гипотезам предполагается, что святилище было построено, как символ наместника Бога на земле, то есть фараона, который после коронации становился не простым смертным, а Богом-Царем. Луксорский храм служил символом божественной природы правителя Египта и его связи с Богами.
Так продолжалось вплоть до времен завоевания Египта Римской империей. Александр Македонский хотел возродить былую славу комплекса. Более того, он объявил себя сыном бога Амона. Потому в состав архитектурного ансамбля вошла последняя постройка — Храм Александра Македонского, ставший центром поклонения римскому императору. Некоторые залы святилища были обращены впоследствии в христианские.
В 84 году до н.э. Фивы с его прекрасными сооружениями был разрушен. В VII веке н.э. арабы завоевали Египет. Некогда величественный комплекс постепенно уходил под песок. На его руинах стали строить обычные постройки, образовывались кучи мусора. В какой-то мере мусорный саркофаг послужил защитным слоем Храма от вандалов и религиозных еретиков.
Практически на его крыше мусульмане построили мечеть Абу-эль-Хагаг, от которой сейчас остался один минарет. Сегодня, когда Луксорский храм очищен от песка, мечеть выглядит, как его надстройка. Таким образом, сложный в архитектурном плане ансамбль, заключал в себе постройки различных исторических эпох. В нем нашли отражение деятельность и политика того или иного правителя, попытки насадить новые религии, отражение борьбы за власть и другие знаменательные события, происходящие в Египетском царстве.
Личность царицы
Царица Хатшепсут — дочь фараона Тутмоса I и его супруги Яхмес, а также сводная сестра и супруга Тутмоса II. Его царствование продлилось около 7 лет, и он успел оставить наследника – Тутмоса III, своего сына от другой женщины. После смерти правителя Тутмос III был еще совсем молод и не мог руководить страной, и Хатшепсут стала регентом при малолетнем правителе. Однако гордость и тщеславие не позволили ей стать всего лишь управляющей, и вскоре женщина провозгласила себя единственной владычицей Египетского государства. И те 15 лет, что она стояла у руля Египта, стали одной из самых впечатляющих страниц в истории правления XVIII династии. Под руководством Хатшепсут проходили успешные военные кампании и Азии и Нубии, а на 9 году ее царствования произошла знаменитая экспедиция из Египта в Пунт (точное местонахождение этой загадочной страны не известно до сих пор, возможно, что это территория современного Сомали). Во время царствования этой мудрой и деятельной правительницы возводилось множество храмов и памятников, совсем немногие из которых пощадило время.