Краткая история монастыря Панагия Сумела
История уникального комплекса началась во времена существования Понтийского царства. Греко-персидское эллинистическое государство основано в III веке до н. э. (с I в. до н. э. по IV в. н. э.). Оно входило в состав Римской империи, и существует мнение, что монастырь возводился в честь Девы Марии в 386 году при правлении императора Феодосия Великого.
Дошедшие легенды, предания, говорят, что основал монастырь монах Варнава в конце IV столетия, а восстановил его после нашествия арабов в VI столетии монах Софроний. С момента основания до 1923 года в монастыре хранилась чудотворная икона Богоматери, приснившаяся Варнаве и найденная в этом месте.
После изгнания греков из Понтийского государства они забрали с собой икону. В эпоху Трапезундской империи (1204-1461 годы) монастырь считался самым богатым и влиятельным на территории Понта.
Наивысший расцвет sumela monastery пережил в XVIII-XIX столетиях. После 16 столетий своей жизни многие строения монастыря разрушились, мародеры помогли опустошить богатые помещения. Сейчас страна постепенно восстанавливает утраченное наследие и превратила монастырский комплекс Панагия Сумела в уникальное место для туристов.
Как добраться до Новоафонского монастыря в Абхазии
Самая замечательная новость состоит в том, что Новоафонский монастырь в Абхазии расположен не так далеко от местных курортов. Это делает его привлекательной точкой многих туристических маршрутов.
Расстояние от курортов Абхазии до Новоафонского монастыря
Если курорт расположен на территории Нового Афона, то добраться до монастыря можно, не прибегая к лишним затратам. Пешая прогулка позволит насладиться видом, а он здесь великолепный. Заблудиться не получится монастырь, как и горы виден из каждой точки города.
Из других курортных городов (Пицунды, Гудауты) ведет популярная трасса E60 Tbilisi — Senaki — Leselidze Hwy. Всего каких то полтора часа на машине и монастырь как на ладони.
Расстояние от Пицунды до Нового Афона составляет 61 км по трассе. Между Сухумом о Новым Афоном всего 21,5 км. Если ехать в Новый Афон из Гагры, то путь по автомобильной трассе займет 68 км.
Как доехать до Новоафонского монастыря на автобусе
Для туристов, не располагающих собственными транспортными средствами, продуман общественный транспорт. До города Новый Афон можно добраться на маршрутных такси. Их всегда можно отличить по табличкам с названием города в конечном пункте.
Такие маршруты из главных городов ходят как минимум дважды в день (все расписания есть на станциях). Также предусмотрены частные такси, которые смогут доставить куда угодно, но цена на них излишне завышена. Добравшись до города садимся на рейсовый автобус и едем до остановки «Ракушка». От нее до монастыря легко дойти пешком.
Как добраться до Новоафонского монастыря на машине самостоятельно
Как уже было замечено, трасса E60 Tbilisi — Senaki — Leselidze Hwy, один из самых быстрых способов, если турист имеет в распоряжении собственное транспортное средство. Но есть и другие пути, к примеру, от Адлера до границы с Абхазией всего 8 км. Пересечь границу можно, только имея при себе паспорт.
После пересечения границы можно дальше спокойно добираться до Новоафонского монастыря по одной из имеющихся трасс. Место знаменито, поэтому можно смело спрашивать дорогу у местных, если заблудились.
История создания обители
Этот монастырь является одной из старейших московских обителей и был основан князем Даниилом. Находился он на том месте, где сегодня располагается Данилов монастырь. Новоспасская же обитель просуществовала там лишь несколько десятков лет, после чего была перенесена на Боровицкий холм, к Преображенской церкви. В середине XIV века здесь строят каменный Преображенский храм, а также другие сооружения. На тот момент обитель называлась просто Спасской. В период Иоанна Третьего великокняжеский дворец начали активно расстраивать, из-за чего монастырь перенесли на Васильевский стан. Именно тогда обитель сменила название. В конце XV века заложили и освятили Преображенский храм. В этот период монастырь стал местом усыпальниц боярских родов, включая Романовых.
Позже обитель начала выполнять и еще одну функцию – ее превратили в крепость, которая защищала Москву. Со временем деревянную стену, окружавшую монастырь, заменили каменной. В середине XVII века сюда перенесли образ нерукотворного Спаса, однако в советский период он исчез. В это же время в обители построили застенки, где держали еретиков и преступников. Начиная с правления Петра I, обитель постепенно приходила в упадок – ее имущество расхищали, часть строений сгорела. Однако в период чумной эпидемии именно Новоспасский монастырь принимал москвичей из разных уголков города. В начале XX века обитель снова расцвела, став центром религиозного просвещения, но с приходом советской власти монастырь закрыли, превратив в концлагерь. Позже уничтожили некрополь обители, а на территории разместили архив, склад, вытрезвитель. Лишь в 1990 году обитель вернули верующим, а со временем монастырь постепенно восстановили.
Как добраться из Гагры, Пицунды, Сухума и других городов
От российской границы до Нового Афона можно доехать по Сухумскому шоссе на маршрутке идущей в сторону абхазской столицы. Время движения с 6:30 утра до 21:00 (в межсезонье график движения может быть сокращен на 2-3 часа). От КПП «Псоу» проезд обойдется в 250 рублей, с крупным багажом +50 рублей.
Из Пицунды сначала придётся доехать до Сухумского шоссе, а затем ловить вторую маршрутку до Нового Афона. Но есть и прямой автобус, отправляется раз в день в 8:45 утра, с посадкой у Патриаршего собора. На такси можно доехать в среднем за 1500 рублей.
Новоафонский монастырьМонастырь в Новом Афоне
Из Гагры, Гудауты и Сухума добираться удобнее, отсюда ходят маршрутки с интервалом примерно в 30 минут. Цена проезда из Гагры 150 рублей, такси можно заказать за 1500 рублей. Из Сухума такси в Новый Афон стоит от 1000 рублей, проезд в маршрутке 100 рублей.
Групповая экскурсия по святым местам Абхазии с трансфером из отеля обойдётся в 1400 рублей с человека.
Правила и экскурсии
В Топловском женском монастыре Крыма действуют строгие правила посещения. Паломники должны адекватно оценивать свое здоровье, ведь вода в источниках ледяная.Для купания нужно иметь крестик, новую рубаху или простыню, личное полотенце. Женщины должны быть одеты подобающим образом – покрытая голова и никаких брюк.Чтобы получить экскурсию по обители, нужно обратиться в специальную палатку, распложенную у входа. Весной и летом туры проводятся с 8:00 до 17:00, в осенне-зимний период – с 9:00 до 16:00.Вопрос омовений в холодное время года решается с сотрудниками иконной лавки. Средняя продолжительность экскурсии составляет полчаса. Если у группы есть свободное время – дольше. Стоимость «входного билета» для взрослых – 150 рублей. Оплата детского – по разумению родителей. Прокат юбки – 50 рублей. Подробности посещений можно узнать у старшего экскурсовода: +7 (978) 746-09-68. Паломникам и посетителям предлагается навестить монастырскую трапезную и отведать постного борща, салатов, вторых блюд, рыбных котлет и разносолов.Стоимость комплексного обеда – 200 рублей. Все собранные средства идут на нужды обители. Монахини свято вверят в ее полное возрождение и приглашают гостей принять в этом посильное участие.
Контакты и режим работы Топловского Монастыря
Канцелярия, старший экскурсовод: работа купелей, экскурсии, по вопросам Таинства Крещения +7 (978) 746-09-68.Монастырская трапезная: заказ обедов для экскурсионных групп +7 (978) 208-42-40.Купели св. Параскевы работает ежедневно с 9.00 до 16.30, кроме понедельник и четверг, 17 января, 6,7 августа (санитарные дни).Купели Георгия Победоносца работают ежедневно, кроме пятницы (санитарный день).Гостиница: +7 (978) 746-09-51 (проживание в гостинице возможно до 3-х ночей, пожертвование — 400 руб/ночь (без питания)).Время для звонков (по московскому времени) с 11:00 до 14:00; с 15:00 до 17:00.
Рекомендации по посещению монастыря Панагия Сумела
Если у вас нет машины, то добраться из Трабзона до Панагия Сумела можно тремя способами: на такси от стоянки с надписью «Sumela Manastiri’na» в южной части Ataturk Alani; на долмуши до монастыря Сумела, конечная остановка которых находится рядом со стоянкой такси, и с экскурсией, которая начинается в 10.00 и организуется местными туристическими фирмами Afacan и Usta. Экскурсия стоит 30 лир с человека за место в микроавтобусе и вам придётся самостоятельно оплачивать входной билет.
Акведук и лестница монастыря
Приличное расстояние, частые оползни на шоссе и остановка в чайной приводят к тому, что дорога туда и обратно обычно занимает около 2,5 часов. Примерно столько же понадобится для осмотра руин. Если ехать на машине, то от пересечения на побережье трасс 010 и Е-97/885 в 3,5 километрах к востоку от Трабзона до Панагия Сумела останется ещё 43 километра. Через 26 километров сверните с шоссе Е-97/885, которое ведёт к Мачке, на дорогу, пролегающую по долине Алтындере.
Вход в монастырь Сумела
Подъезд к Сумеле отличается необыкновенной красотой. Поднимаясь вверх, вы видите, как вам навстречу спускаются густые ельники и практически постоянно нависающие над местными горами не менее плотные облака. В редких случаях можно различить выцветшие до белого монастырские стены, возвышающиеся над деревьями на высоте 1200 метров над уровнем моря. С долиной монастырь связывает скользкий деревянный настил (30 минут пешком).
Экскурсия в монастыре Сумела
Если вы на машине, то можете попробовать подняться по крутой, когда-то мощённой 3,5-километровой дороге (автобусы по ней не ходят), которая поднимается из долины на уровень монастыря. Парковка, на которую вы можете встать, используется группой местных реставраторов. От неё до монастыря 10 минут пешком. Есть и третий путь через заброшенную часовню, по которому надо сначала проехать 1 километр по бетонной дороге, а потом по деревянному мосту через речку. Недалеко от монастыря эта дорога сливается с дорогой номер два.
Входной билет в монастырь
Гостиницы и рестораны возле монастыря Панагия Сумела
Kayalar Turistik Dinlenme Tesisleri в 3 километрах от билетной кассы монастыря представляет собой прекрасную альтернативу гостиницам Трабзона. Во всех номерах этого очаровательного старинного здания – деревянные полы, балконы и раковины (а в некоторых ванные), есть несколько многокомнатных семейных номеров и рыбный ресторан, в котором подают выведенную на местной ферме форель. Окрестности монастыря Панагия Сумела объявлены национальным парком (въезд на его территорию на машине стоит 8 лир) с площадкой для пикников, закусочной Cardak и рестораном Sumela Sosyal Tesisleri.
Ресторан при монастыре Сумела
Данный ресторан превосходным назвать нельзя: мешают хаотичное обслуживание, высокие цены и обязательные 10% чаевых за обслуживание, однако он отличается отличным месторасположением и хорошей кухней с такими национальными блюдами, как лахана сармасы (фаршированные молодые листья капусты). В долине Алтындере также имеются простые, но привлекательные бунгало за 15 € с человека. Дальше вниз по течению находится несколько рыбных ферм, a ресторан Sumela Ciftlik в 2 километрах за Мачкой предлагает неплохие мезе и рыбу.
Монастырь Панагия Сумела на карте Турции
История и интересные факты о монастыре
Новоафонский монастырь носит имя христианского святого Симона Кананита. Это действующая мужская обитель, созданная силами братии, пришедшей сюда из Греции. Новым он назван не случайно – греческая гора Афон является древнейшим в мире центром православного монашества. Именно отсюда иноки и отправились в Абхазию, чтобы основать новую обитель.
В годы советской власти монастырь не действовал. Его вернули церкви только в феврале 2011 года. Сегодня в стенах обители располагается не только братия, но и неканоническая митрополия региона.
Как и Афонский в Греции, Симоно-Кананитский монастырь построен на горе Афон на высоте 75 метров над уровнем моря. Обитель расположена у подножия более древнего храма. Здесь покоятся мощи святого Симона Кананита, проповедника, отшельника, одного из 12 апостолов Христа. Неудивительно, что сюда регулярно прибывают паломники, желающие поклониться святыне.
К строительству Симоно-Кананитской обители приложил руку и сам император Александр III. Его подарком являются музыкальные куранты, которые можно видеть на самой высокой монастырской башне.
История создания Новоафонского монастыря в Абхазии
Как и полагается древним памятникам архитектуры, история создания Новоафонского монастыря зародилась еще в Греции. На данной территории стоял город Старый Афон, который в XI веке обзавелся изумительной красоты монастырем. Этот монастырь получил название Россикон, хотя сейчас он больше известен как Пантелеймоновский монастырь.
У монастыря богатая история, монахам приходилось не только служить в нем, но и отражать нападения врагов. А 1874 год навис над монастырем черной тучей закрытия. Все дело в том, что монастырь был духовным детищем русских монахов, что не нравилось греческому духовенству.
Ища спасения в лице Российской империи, монахи попросили помощи. Александр III по личному распоряжению выделил им участок на Новом Афоне. Так зародился Новоафонский мужской монастырь.
Во время строительства происходило много происшествий, постройка затянулась на множество лет. Не помогала стройке и русско-турецкая война. Пришлось даже на время приостановить строительство, оно было закончено лишь в 1900 году и монастырь открыл свои двери для всех желающих.
Авраамиев Богоявленский монастырь: описание
Во время путешествия по Золотому кольцу туристы посещают самый древний монастырь Руси. Точной даты строительства нет. Предполагают, что его строили в конце XII столетия на древнем языческом капище. Впервые Богоявленский монастырь, похожий на сказочное строение упоминается в летописях 1261 года.
На едином фундаменте возвышается многоглавое величественное здание, рождение которого связано с легендой о жизни ростовского святителя преподобного Авраамия. На берегу красивого озера Неро он победил каменного идола посохом из камышовой трости, посвящённого богу Велесу. Только после этого удалось внедрить среди местных жителей Чудской слободы христианскую веру.
Место монастыря часто называли «Чудским концом». Первые строения монастыря были выполнены из дерева. Каменная постройка появилась в середине XVI столетия. Она является ровесником Храма Василия Блаженного в Москве и ей можно увидеть в наше время. Второе каменное строение в виде Введенской церкви появилось в 1769 году.
Её построили из крупного кирпича и накрыли крышей. Первоначально церковь соединялась с Богоявленским собором. В конце XVII столетия в обители построили надвратный Никольский храм, увенчанный двумя краевыми башнями. Сейчас из древних монастырских построек можно увидеть здание настоятельного корпуса (1837 год), трапезную (1892 год).
Время, исторические бури не пощадили отдельные строения монастыря: часовни (конец XVIII столетия), старой монастырской ограды (вместо неё установлена металлическая решетка).С 2004 года в красивой обители образовался женский монастырь, вошедший в Ярославскую епархию. На территории оборудована трапезная, керамическая мастерская, производство по выпуску церковных одежд.
Пройти через парадный вход с улицы Желябовской могут все желающие, окунуться в атмосферу древней истории страны, услышать колокольный звон, летящий из шатровой колокольни. Поклониться мощам преподобного Авраамия.
Почему стоит посетить Новоафонский монастырь в Абхазии
Новоафонский монастырь в Новом Афоне — главная святыня Абхазии.
Вопрос о посещении монастыря закономерен, ведь в Абхазии множество мест представляющих ценность, и как культурные объекты, и в качестве религиозных святынь. Но именно Новоафонский монастырь в городе Новый Афон привлекает тысячи туристов, путешественников и верующих.
Первая и самая важная причина — это настоящая и неподдельная реальность монастыря. Довольно странный аспект для материального объекта, но речь тут пойдет, скорее, об атмосфере места. Многие церкви сохранились в своем первозданном виде, у некоторых уже обветшала штукатурка, где-то здания покрылись трещинами, что-то безвозвратно выгорело. Несмотря на все эти недостатки Новоафонский монастырь поражает своей величественностью и монументальностью. Здесь все такое настоящее и родное, не прилизанное, по-хорошему «потрепанное».
Вторая главная причина — это внутреннее наполнение монастыря. Даже люди, далекие от православной веры, приходя сюда, поражаются и остаются под впечатлением. Внутреннее убранство храма невообразимым образом переплетает в себе красоту, спокойствие и изящество. Все эти прекрасные фрески, узоры, лепнина удачно сочетаются со святынями, иконами, находящимися внутри соборов. Мощи святых расположены так, чтобы можно было свободно к ним подойти.
Атмосфера завораживает своим мистическим спокойствием, верится, что здесь происходят настоящие чудеса. Здесь время останавливается, даря посетителям возможность уединённого общения с Богом. А те туристы, что не верят, могут в полной мере насладиться эстетическим удовольствием от разглядывания местного убранства.
Как жили до революции
У монастыря была даже собственная железная дорога, которую ему подарил император Александр III, её успешно использовали послушники для транспортировки различных пород дерева и других необходимых для монастыря грузов.
Обитель получила права и на хозяйственную деятельность: функционировали свечной, маслобойный, конский и кирпичный заводики. В садах выращивали фрукты, цитрусовые, послушники монастыря обучали грамоте местных мальчишек.
Монастырь являлся крупным религиозным центром на Черноморском побережье Кавказа. Его посвящали не только верующие паломники всех сословий, но также представителя искусства и литературы, в том числе М. Горький и А. Чехов.
История Сумельского монастыря
Как уже говорилось выше, монастырь на горе Мела еще до окончания своего строительства стал местом поклонения православных христиан. Однако история показывает, что монахам, все же, приходилось переживать набеги варваров и вандалов. Благодаря тому, что три церкви, служебные помещения и гостиницы для паломников располагались в труднодоступном месте, грабежи, хоть и нечасто, но случались. До наших дней дошло свидетельство о разбойном нападении на Сумельльский монастырь в конце VI века. Тогда практически все ценности из монастыря были вывезены вандалами, чудом уцелела только икона, написанная Святым Лукой, и некоторые другие священные предметы. Чудом…, а как же может быть иначе, если речь идет о чудотворной иконе? Впрочем, для разбойников всегда представлял интерес благородный металл, все остальное они считали не заслуживающим внимания. Уже в 644-м году в Монастырь Панагия Сумела пришли новые монахи, которые за рекордно короткие сроки возродили его
и сделали пригодным для посещения паломниками.
Наибольшего расцвета монастырь, высеченный в скале горы Мела, достиг во времена правления великой династии Комнинов. Они имели безграничную власть не только над Трапезундом, но и в определенные промежутки времени над всей огромной византийской империей. Каждый правитель из этой династии считал своим долгом покровительствовать монастырю, в котором хранилась священная реликвия, написанная свидетелем земной жизни Иисуса Христа, и который ежедневно посещали многочисленные паломники из дальних земель.
Огромный вклад в развитие и процветание Сумельского монастыря внес Иоанн II, его сын, внук и правнук. По указанию царя, монастырю были дарованы 24 деревни и около 40 небольших поселений, доходы от которых направлялись монахами на возведение крепостных стен, монашеских келий и других построек. Кроме этого, монастырь получил от правнука Ионна II, правившего с 1349 по 1390 год, почти 1370 (!) привилегий. Монахи не забыли эту щедрость и прямо над входом в главный храм поместили стихотворение, в котором прославлялись деяния Алексея III и его бесценный вклад в распространение по миру православной веры. Кстати, это стихотворение можно было различить до XVII века, потом время навсегда стерло его с меловой скалы.
Удивительно, но даже после того, как Трапезунд и, прилегающие к нему земли, перешли в состав Османской империи, православный храм продолжал процветать и пользоваться огромной властью. Один из султанов подписал указ, в котором говорилось, что монахи и Сумельского монастыря, в котором хранится святыня православного мира Панагия Сумела, имеют право на полную свободу и на привилегии, предоставленные им еще во времена династии Комнинов. Более того, султан Селим I и все его потомки, которые, естественно, исповедовали ислам, постоянно одаривали монастырь и даже покрыли купол главного храма медью. Внук Селима I решил, что медь — недостаточно благородный материал для такого святого места и распорядился поменять ее на чистейшее серебро.
Просто не поддается объяснению, чем руководствовались правители Османской империи, когда проявляли такую заботу о храме, который не имел никакого отношения к их вере. Правда, монахи упросили султана отказаться от покрытия крыши серебром: они попросту боялись, что такое несметное богатство рано или поздно искусит разбойников на нападение.
Процветание Сумельского монастыря, который находится на территории современной Турции, продолжалось до 19-го века! Вселенский патриархат в 1863-м году полностью лишает монастырь Панагия Сумела всех его владений и привилегий
. Паломники, которые поклонялись иконе, написанной Святым Лукой, встретили с неодобрением этот указ и патриархат, опасаясь бурных протестов, в спешке отменяет свое решение. Однако через 39 лет выходит новый указ, который в итоге стал окончательным. Для Сумельского монастыря наступили трудные времена: во время кровопролитных сражений Первой мировой войны все монахи покинули стены некогда могущественного и влиятельного православного храма. Обезумевшие от ярости турки ворвались в храм: они, забыв о том, что даже во времена Османской империи монастырь пользовался уважением, стали разбивать все, что только было возможно. Практически полностью были уничтожены настенные росписи, а на тех изображениях, которые не удавалось стереть, святым выбивали глаза.
В чем помогают иконы «Оранта» («Панагия»)
Богородица всегда была Небесной Заступницей, Покровительницей, за этим к Ней и обращаются, молясь о спасении души, об исцелении физических и душевных недугов, о поддержке в минуты тяжких жизненных испытаний, и она действительно помогает.
Иконы «Оранта»-«Панагия» обладают неимоверной силой воздействия: они помогают обрести ясное понимание пути истинного, даруют духовное просветление, защищают от злых помыслов недругов. Сила иконы «Оранта» настолько велика, что способна защищать целые страны от вражеского нападения, недаром Царица Небесная предстает на ней во всем Своем величии и могуществе.
Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия Сумельская
Икона с первых столетий зарождения христианства стала главной религиозной святыней православных Понтийцев. Величайшая святыня народа Греции (Сумельская икона Божией Матери) прошла долгую дорогу своей жизни. До 386 года она украшала Храм Богородицы и называлась Панагия Афинская.
Явившись во сне монахам, она и указала путь к красивому горному склону, где постепенно вырос монастырь Панагия Сумела. С 1952 года недалеко от города Верия Греки возвели Успенский храм, где она находится и сейчас. С точки зрения иконографии Панагия Сумела относится к типу «Оранта» (Панагия), но несколько в другом виде.
В переводе с латинского языка «оранта» обозначает «молящийся». Обычно Богоматерь изображали с поднятыми руками (поза оранты). Христос (Эммануил в отрочестве) часто изображался в такой же позе. Или с благословляющим жестом одной рукой.
Изображение Богоматери на этой иконе по-прежнему подтверждает основные принципы христианского зачатия: непорочное зачатие и две ипостаси Христа: Суть Бога и суть Человека. Эммануил олицетворяет значение великого таинства причастия.
Взгляд Богоматери с иконы поражает смирением, кротостью перед Богом. Великая Богоматерь изображена в традиционных одеждах: нижнее одеяние синего цвета и красный мафорий, что символизирует объединения в ней Материнства и Девства.