Строительство дома Мила
Начало строительству этого здания было положено в 1906 году, на что у Гауди ушло 4 года. В это время архитектор был настоящей знаменитостью и ценился всеми мировыми правителями и представителями. К Антонио Гауди за помощью обратилась одна молодая семейная пара, которая захотела возвести для себя необычный дом, и цена такого удовольствия их особо не волновала. Они были знамениты в каждом уголке Барселоны благодаря проведению шумных вечеринок и приобретением большого количества недвижимости в центре Каталонии. Пере Мила и его супруга Росарио Сегимона были заказчиками этого дома.
Их семья давно занималась застройкой, так как Пере был достаточно состоятельным человеком, да и жена не нуждалась в финансах — после развода с предыдущим мужем она получила огромное наследство. И вот им захотелось стать владельцами помещения в единственном своем роде. Именно Гауди воплотил их мечту в реальность. Пере Мила предоставил архитектору площадь в тысячу квадратных метров. Существующие здания на этой территории были снесены.
Разработка плана этой постройки в Барселоне происходила достаточно быстро, так как Антонио был настоящим профессионалом своего дела. Он задумал сотворить дом с асимметричными чертами, что объясняет его знаменитое высказывание: «Природа не обладает прямыми линиями, она не может быть одноцветной». На металлических конструкциях были закреплены бетонные основы, а любые несущие стены просто отсутствуют. Это единственный дом в Барселоне, который обладает очень удобной планировкой, каждая квартира уникальна. Эта задумка Гауди была обусловлена желанием заказчика сдавать квартиры в наем.
Архитектор с особой серьезностью отнесся к заказу, несколько раз перепроверял все расчеты и чертежи. Он хотел чтобы Дом Мила стал гордостью и шедевром в Барселоне. Он хотел раскрыть тему единства человека и природы, что можно заметить из внешнего облика: дом напоминает некую огромную пещеру, каталонцы дали ему название «каменоломня». Мила торопил Гауди, ему хотелось в очередной раз возвысить себя в элитных кругах Барселоны.
Процесс возведения был достаточно тяжелым, возникали разнообразные трудности. Из-за спешки Мила не успел получить законное разрешение у необходимых служб в городе Барселона, и им требовалось периодически замораживать строительство. В те времена существовали определенные рамки высоты зданий. К сожалению, дом получился несколько выше этих границ, что доставило не мало хлопот. По задумке Гауди была сооружена некая колона, которая должна была дополнять вес ансамбль. Но вот незадача — она выступала на несколько сантиметров на тротуар. Правительство Барселоны не могло допустить такого грубого нарушения порядка, и колону пришлось убрать. Гауди был просто в бешенстве.
Такие помехи и недопонимания с правящими органами в Барселоне подействовали на психику архитектора угнетающе, и он решил забросить строительство этого шедевра. Но, законодатели собрали очередной совет, и новая комиссия проверила все расчеты и дала добро на застройку будущей исторической памятки Барселоны, да и всей Испании. Но возникла вновь очередная преграда. По задумке Гауди, увенчивать всю композицию должна была скульптура «Богоматерь». Но в воображении гения она выступала в непривычном образе Богоматери, которая родила Иисуса Христа. Этому воспротивилось все руководство Барселоны, и даже сам заказчик. Но беседа со священником, о которой ничего не известно и по сей день, придала скульптору силы, и мысль о прекращении своего дела его покинула.
Экспонаты, внутренняя обстановка
В музее представлены предметы быта, принадлежавшие Гауди:
- коллекция полотен Миро и Пикассо;
- мебель;
- предметы мебели, созданные мастером, но для других людей;
- разработки и макеты;
- документы и записи;
- личные вещи.
В зале стоит обновленный бюст архитектора, выполненный из бронзы. Остальная часть помещения сохранена в том же виде, как и когда дом был выкуплен Обществом друзей архитектора.
На втором этаже есть комната, которая называется зал Гуэля-Жужоля-Беренгера. Свое название она получила в честь трех фигур, ставших ключевыми в жизни Антонио Гауди. Посетители могут осмотреть здесь экспонаты, которые связаны с этими людьми.
На третьем этаже расположена библиотека Энрике Касанеллес, которая специализируется не только на изучении жизни и творчества Антонио Гауди, но и эпохи, в которую жил великий архитектор. В библиотеке содержится коллекция из более 30 000 художественных каталогов и более 6 000 публикаций большого формата. Документация доступна для просмотра только по предварительной записи.
Из столовой «Бальо» ведет небольшая лестница в полуподвальное помещение. Там можно увидеть кладовку, которая является предшественником холодильника, в ней хранились продукты и напитки.
На последнем лестничном пролете есть маленькое помещение, служившее выгребной ямой. В нем была необходимость, потому что канализация появилась только к концу строительства. Сегодня в этой комнате находится архив, где собраны различные документы.
Некоторые экспонаты можно увидеть на временных выставках, которые организовываются в Национальном музее искусств Каталонии. В специальном магазине рядом с домом-музеем Гауди можно приобрести памятные сувениры, эксклюзивные изделия, открытки, подарки и книги, которые связаны с произведениями великого архитектора.
Примечательно, что в 2021 году музею исполняется 55 лет, но эти полвека нисколько не отразились на экспонатах: такое ощущение, что в стенах музея время остановилось.
Крыша Дома Мила
Крыша Casa Milà — это отдельная и совершенно особенная часть дома. Это мир, в котором функциональные детали представлены в виде скульптур.
- пещера
- море
- подводный мир
Гауди был очень горд результатом своей работы. В здание исчезли углы, а солнце теперь могло заходить с четырех сторон и приносить ощущение рая.
Огромный бельэтаж площадью тысяча квадратных метров используется как выставочный зал. На седьмом этаже осталась квартира, выполненная в стиле двадцатых годов ХХ века. Вместе с террасой на крыше (с которой город виден как на ладони) и чердачным этажом, она входит в план экскурсий. Остальные же этажи отданы под офисы и жилые квартиры, где и сейчас живут люди. Так что «дворец, что светлее рая» и идеи Гауди живы поныне.
13.50€
35€
25€
8.90€
ПОСМОТРЕТЬ
33.80€
Строительство дома Мила
Начало строительству этого здания было положено в 1906 году, на что у Гауди ушло 4 года. В это время архитектор был настоящей знаменитостью и ценился всеми мировыми правителями и представителями. К Антонио Гауди за помощью обратилась одна молодая семейная пара, которая захотела возвести для себя необычный дом, и цена такого удовольствия их особо не волновала. Они были знамениты в каждом уголке Барселоны благодаря проведению шумных вечеринок и приобретением большого количества недвижимости в центре Каталонии. Пере Мила и его супруга Росарио Сегимона были заказчиками этого дома.
Их семья давно занималась застройкой, так как Пере был достаточно состоятельным человеком, да и жена не нуждалась в финансах — после развода с предыдущим мужем она получила огромное наследство. И вот им захотелось стать владельцами помещения в единственном своем роде. Именно Гауди воплотил их мечту в реальность. Пере Мила предоставил архитектору площадь в тысячу квадратных метров. Существующие здания на этой территории были снесены.
Разработка плана этой постройки в Барселоне происходила достаточно быстро, так как Антонио был настоящим профессионалом своего дела. Он задумал сотворить дом с асимметричными чертами, что объясняет его знаменитое высказывание: «Природа не обладает прямыми линиями, она не может быть одноцветной». На металлических конструкциях были закреплены бетонные основы, а любые несущие стены просто отсутствуют. Это единственный дом в Барселоне, который обладает очень удобной планировкой, каждая квартира уникальна. Эта задумка Гауди была обусловлена желанием заказчика сдавать квартиры в наем.
Архитектор с особой серьезностью отнесся к заказу, несколько раз перепроверял все расчеты и чертежи. Он хотел чтобы Дом Мила стал гордостью и шедевром в Барселоне. Он хотел раскрыть тему единства человека и природы, что можно заметить из внешнего облика: дом напоминает некую огромную пещеру, каталонцы дали ему название «каменоломня». Мила торопил Гауди, ему хотелось в очередной раз возвысить себя в элитных кругах Барселоны.
Процесс возведения был достаточно тяжелым, возникали разнообразные трудности. Из-за спешки Мила не успел получить законное разрешение у необходимых служб в городе Барселона, и им требовалось периодически замораживать строительство. В те времена существовали определенные рамки высоты зданий. К сожалению, дом получился несколько выше этих границ, что доставило не мало хлопот. По задумке Гауди была сооружена некая колона, которая должна была дополнять вес ансамбль. Но вот незадача — она выступала на несколько сантиметров на тротуар. Правительство Барселоны не могло допустить такого грубого нарушения порядка, и колону пришлось убрать. Гауди был просто в бешенстве.
Интересные факты о Каменоломне
Подземный гараж Ла Педрера стал едва ли не первым подобным строением в Испании. Учтенные первоначальным проектом шахты для лифтов начали функционировать через много лет после завершения строительства. Как и прежде, в бельэтаже здания работает кафе.
Верхние этажи Каса Мила занимают наследники тех арендаторов, которые вселились сюда в начале XX века. Освободившиеся помещения отводятся под государственные офисы и выставочные залы.
Чердачное пространство — мансарда, ранее используемое для сушки белья, теперь служит прогулочным залом. Потолки мансарды опираются на цепь из 270 арок. Здесь находится самая большая в мире экспозиция, посвященная жизни и творчеству Антонио Гауди.
Эти квартиры превращаются в миниатюрные музеи, храня убранство и быт испанской буржуазии того времени. Оригинальными остались даже оконные и дверные ручки.
Примечательно, что в 70-х годах фасад дома покрасили в однотонный коричневый цвет, а многие детали отделки оказались уничтожены по рекомендации городского архитектора.
Внутреннее оформление
Особый интерес в доме Мила представляет квартира на шестом этаже, где и проживал со своей семьей текстильный магнат. Здесь в мельчайших деталях воссоздана атмосфера эпохи 20-х годов, а уют вековой давности придается благодаря старинным книжным шкафам, витым кроватям, изящным журнальным столикам и винтажным телефонам.
Окна, напольные покрытия, двери и даже дверные ручки были выполнены по эскизам Антонио Гауди, и аналогов им на сегодняшний день в мире нет. Колоны и перегородки отличаются округлыми и эллиптическими формами, потолки же всех жилых помещений украшены потолочной живописью, освещающей религиозную и мифологическую тематику.
Среди экспонатов посетители могут увидеть здесь документы о строительстве дома и его эксплуатации, чертежи и наброски инженеров, и даже личные вещи Гауди. Вдохновением для воссоздания морской тематики архитектору служили ракушки с берегов, скелеты животных и другие предметы органического происхождения, которые сохранились в доме Мила до сегодняшнего дня.
Дом Мила в Испании — это жилой дом, построенный в 1906-1910 годах в Барселоне архитектором Антони Гауди для семьи Мила
Здание расположено на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасиа с улицей Карре-де-Провенса (кат. Carrer de Provença). Каса Мила стал последней светской работой Гауди, прежде чем он полностью посвятил себя работе над собором Саграда-Фамилия.
Дом Мила (Casa Mila) — жилой дом и памятник архитектуры. Редко эти понятия связываются воедино, но исключения бывают. Случай Дома Мила, или на испанский манер Каса-Мила, — как раз такое исключение. И ведь действительно, не зря эта достопримечательность Барселоны в 1984 году стала первым сооружением 20 века, включённым в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Официально дом называется «Каса Мила» («Casa Milà»), по имени заказчика. Однако люди прозвали его «Ла Педрера» («La Pedrera»), что означает «Каменоломня». Дом Каса-Мила является полным отражением природных мотивов: моря, подводного мира и пещер. Сложный криволинейный фасад ассоциируется с волнами, а затейливые балконные решетки похожи на переплетения морских водорослей.
Это последнее завершенное творение Гауди: после окончания работы он погрузился в строительство Собора Святого Семейства, отказавшись от каких-либо других проектов. Это строение входит в десятку самых популярных достопримечательностей Барселоны: Ла Педрера принимает около 1 млн посетителей в год.
Фасад здания имеет криволинейный план, но внутренние перегородки выполнены в ломаных очертаниях. Несущие стены особняка отсутствуют, а межэтажные перекрытия поддерживаются только причудливыми колоннами. Основой проекта является наличие подземного гаража. Также, архитектор создал интересные внутренние дворики для наполнения помещения свежим воздухом и ярким светом.
Каса Мила был построен Антонио Гауди по заказу текстильного магната и политика Пере Мила-и-Кампс. По проекту бельэтаж отводился под жилые помещения для семьи заказчика, а остальные этажи предназначались для сдачи в аренду, что было традиционно для того времени.
Финансовое положение Пере Мила заметно пошатнулось в ходе строительства дома. Причина в том, что в итоге здание превысило действующие нормативы по высоте и ширине, и власти Барселоны неоднократно штрафовали заказчика. Строительство дома было завершено уже без Гауди: из-за финансовых разногласий с заказчиком он отказался от руководства проектом в 1909 году, а для получения гонорара архитектор был вынужден обратиться в суд.
Дизайн Каса Мила в Барселоне по праву можно назвать новаторским даже в сравнении с ведущим стилем того времени – модернизмом. Конструкция из железобетона с несущими колоннами позволила отказаться от необходимости опорных стен в здании. Стены в Доме Мила являются внутренними перегородками, которые можно перемещать, и таким образом моделировать пространство по желанию хозяев и квартиросъемщиков.
Фасад Ла Педреры поистине напоминает скалы, омываемые морскими волнами. Кованые элементы балконов похожи на морские водоросли. Волнистые линии, переходящие одна в другую, и игра светотени создают иллюзию постоянного движения. Гауди был глубоко религиозным человеком, поэтому каждое его творение содержит определенную религиозную символику. На верхнем карнизе здания расположены резные бутоны роз с надписями из молитвы «Аве Мария» на латинском языке.
Внутренний интерьер здания выполнен в традиционном для Гауди стиле. Округлые и эллиптические формы являются характерными элементами оформления. Активно использована настенная живопись на мифологические и религиозные темы. Как всегда, Гауди тщательно продумал систему вентиляции, которая позволяет отказаться от искусственных кондиционеров. Вход в здание осуществляется через два внутренних дворика, структура которых способствует естественному освещению и проветриванию всех этажей здания.
Отдельного внимания заслуживает терраса на крыше дома. Сочетание конических башен и витых колонн причудливой формы, покрытых керамической плиткой, создает непередаваемое впечатление. Считается, что дизайн башен и колонн является предвестником появления абстрактного стиля в архитектуре.
Архитектура
Масштабная модель в парке Каталонии в миниатюре
Casa Milà является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО «Работы Антонио Гауди «. Это был предшественник некоторых зданий с похожим биоморфным внешним видом:
- Башня Эйнштейна 1921 года в Потсдаме , спроектированная Эрихом Мендельсоном
- Музей Соломона Р. Гуггенхайма на Манхэттене , Нью-Йорк , разработанный Фрэнком Ллойдом Райтом
- Chapelle Notre Dame du Haut , Роншан , Франция , дизайн Ле Корбюзье
- дом Хундертвассера и другие работы австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера
- Концертный зал Диснея в Лос-Анджелесе , Фрэнк Гери
На первом этаже часто проходят бесплатные выставки, что также дает возможность ознакомиться с дизайном интерьера. Плата за вход в квартиру на четвертом этаже и на крыше. Остальные этажи закрыты для посетителей.
Конструктивное сходство
На создание Ла Педрера Гауди вдохновила гора, но нет единого мнения относительно того, какая гора была эталонной моделью. Джоан Бергос подумал, что это скалы Фрай-Герау в горах Прад . Джоан Матамала считал, что модель могла быть Сент-Микель дель Фай, а скульптор Висенте Виларубиас полагал, что она была вдохновлена скалами Торрент Парейс на Менорке . Другие варианты включают горы Учхисар в Каппадокии , предложенные Хуаном Гойтисоло, или Мола Галлифа, предложенную Луи Перманьером, основываясь на том факте, что Гауди посетил этот район в 1885 году, чтобы избежать вспышки холеры в Барселоне .
Некоторые говорят, что внутренняя планировка Дома Мила основана на исследованиях средневековых крепостей, выполненных Гауди. Этот образ усиливается тем, что дымовые трубы на крышах кажутся «стражами» в огромных шлемах. Структура железной двери в вестибюле не подчиняется какой-либо симметрии, прямым или повторяющимся узорам. Скорее всего , это вызывает пузыри мыла , которые образуются между руками или структур растительной клетки.
Внешние особенности
Безусловно, архитектура дома Мила Каса отличается элементами, характерными для творчества Антонио Гауди. Одна из таких особенностей представлена внутренними дворами-патио: двумя эллиптическими и одним круглым. Это необходимо для того, чтобы в жилые помещения постройки проникал дополнительный солнечный свет и воздух.
Украшением фасада служит полихромная роспись с растительными мотивами, а помещение перед входом во внутренние части дома украшены фресками с изображением мифологических животных. Очертания Casa Milà подчеркиваются контурами крыши, на которой расположены элементы утилитарного характера:
- дымоходы;
- выходы лестничных клеток;
- вентиляционные трубы.
Все эти элементы также декорированы мозаикой из керамики, битого стекла и мрамора. Необычная форма придается постройке за счет огромного количества труб и воздуховодов.
Особенности фасада
Единая схема фасада и внутренних двориков делает Каса Мила изюминкой Барселоны. Если внешний вид не кажется чем-то выдающимся, то стоит чуть внимательнее изучить этот полет фантазий, воплощенный в надежной и незаурядной архитектурной конструкции. Яркой деталью служит отделка балконов, за которую отвечал Жузеп Мария Жужоль. Он подошел к своей работе, совместив в нужных пропорциях практичность и нетривиальность. Металл балконных решеток, кажется, может быть использован в качестве средства для изобразительного творчества.
Процесс строительства надземной части Каса Мила вынуждал терпеть большие затраты времени и требовал от рабочих высокого уровня мастерства. Увесистые камни с горы Монжуик не были идеальным строительным материалом.
Личная жизнь архитектора Гауди
Казалось бы, такой умный, талантливый, видный молодой человек, как Гауди, должен был купаться в любви и внимании женского пола. Но увы, его робкие попытки обрести семейное счастье заканчивались неудачами. Он так и не создал семьи, после него не осталось наследников. В какой-то момент гений Антонио Гауди отказался впускать в свою жизнь и в свое сердце женщин. Возможно, причиной тому стала Пепета… Учительница Жозефа Моро (Josefa Moreu) ворвалась в жизнь Гауди, когда ему было двадцать два. Высокая, с волосами золотистого цвета и утонченными манерами, она прекрасно играла на рояле, интересовалась политикой и даже была связана с социалистами, анархистами и масонами. А за плечами такое прошлое… Побег из дома с любовником, скитания без гроша в одном из портов Северной Африки, общение с проститутками и контрабандистами. Что и говорить, к тому времени Пепета, как ее звали дома, уже имела богатый жизненный опыт…. Эта эксцентричная особа даже осмеливалась заглядывать на пляж, что в то время считалось верхом неприличия. Гауди, тогда еще начинающий молодой художник, влюбился в нее без памяти, долгое время не решаясь признаться в своих чувствах. К тому же, он никогда не был мастером по ухаживанию, да и манеры порой выдавали Гауди, напоминая о том, что он был внуком простого каталонского крестьянина. Несмотря на все старания, Жозефа ему отказала.
Исследователи биографии Гауди говорят, что у него были и другие женщины. Но… Одну он оставил сам из-за дикой ревности, а другая ушла от него в монастырь. Для Гауди это стало знаком свыше. Он решил, что с него хватит искушений. Отныне, вся его нерастраченная любовь предназначалась только Богу (он с головой ушел в католичество и до конца жизни оставался очень набожным) и, конечно, архитектуре.
Архитектура дома Мила
Монументальный доходный дом, быстро заслуживший у барселонцев прозвище «Педрера» из-за внешнего сходства с каменоломней. Споры с владельцами на финальном этапе не позволили Гауди довести до конца этот проект, взорвавший художественные каноны эпохи.
Здание занимает 1323 кв. м из 1620 кв. м общей площади. Его отличают волнообразно изогнутые наружные и внутренние стены, применение правил линейной геометрии и использование элементов природного характера. Строение в целом образовано двумя зданиями (с отдельными, но сообщающимися входами, объединенными общим фасадом), каждое — со своим внутренним двором, при этом хозяйская квартира занимала целый этаж обоих зданий.
В отличие от дома Кальвет и дома Батльо, конструкция дома Мила основана на каменных опорах, полнотелом кирпиче и металлических стропилах, устраняющих необходимость в несущем фасада, что позволяет делать в нем большие проемы для доступа света и воздуха. Это коренное отличие от традиционных несущих стен на несколько лет опережает концепцию свободной внутренней планировки Ле Корбузье и актуально и сегодян, поскольку перенос любой внутренней стены нисколько не влияет на прочность строения.
С помощью системы опорных столбов Гауди смог приспособить каждый уровень девятиэтажного здания под различные нужды: в подвале разместил гараж (первый подземный гараж в городе), на нижнем этаже — торговые заведения, на антресольном — офисы, первый этаж занимали хозяева, четыре этажа над ним сдавались в аренду, а на чердаке стирали белье.
Над чердаком с параболическими арками горизонтальной кладки Гауди возвел крышу, поражающую необычным оформлением каминных и вентиляционных труб и завершающих лестничные клетки сооружений, похожих на настоящие скульптуры.
Помимо этого, выделяются оригинальностью решений железная конструкция, поддерживающая круглый внутренний двор, просторные подъезды, кованные балконные ограды, потолки с выразительной, передающей движение лепниной, искусная работа краснодеревщиков, отразившаяся в дверях, окнах и предметах мебели, дизайн дверных ручек и глазков, а также полы из шестиугольной метлахской плитки (изначально предназначались для Дома Батло), по образцу которой Мэрия Барселоны изготовила покрытие для тротуаров проспекта Грасия.
В 1896 году Дом Мила, один из символов Барселоны, был приобретен финансовым учреждением «Кайша Каталунья», открывшим здесь после реставрации зал для временных выставок и постоянной экспозиции «Эспай Гауди», находящейся в аттике.
Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере
История создания
В начале XX в. Антонио Гауди был признанным мэтром архитектуры. В 1906 г. к нему обратилась богатая семейная пара застройщика Пере Мила и Росарио Сегимоны. Им захотелось стать владельцами здания, не менее популярного, чем построенный по проекту Гауди дом Бальо. На одном из этажей заказчики намеревались жить, а остальные квартиры – сдавать внаём.
В распоряжение Гауди был предоставлен земельный участок площадью более чем в 1000 м2, на котором были снесены находившиеся там строения. Архитектор задумал возвести здание в свойственном ему авторском стиле, не терпящим строительных шаблонов, как символ единения человека с природой.
В доме Мила реализованы новаторские для того времени идеи Гауди. Творческие задачи он, как всегда, решил блестяще. Куда больше сил отняли у него споры с городскими властями и заказчиками. Последним не терпелось получить в своё распоряжение здание, о котором все будут говорить. Богатые, но недалёкие люди не понимали, что спешка – враг качества, и что реализация уникальных идей Гауди требует скрупулёзных расчётов.
Торопившийся заказчик предварительно не узаконил здание, поэтому на строительство постоянно наведывались контролирующие органы. Одна из тщательно рассчитанных колонн здания заняла полметра тротуара. Городские власти потребовали от архитектора укоротить колонну или убрать её совсем. Взбешённый Гауди сказал, что уберёт её, но напишет на её месте фамилию запретившего чиновника.
К счастью, «колонну преткновения» Гауди удалось отстоять. Но предложенная им огромная фигура Богоматери на крыше, разительно отличающаяся от классических образцов, не понравилась не только городским властям, но и заказчикам. В то время по Каталонии прокатились антииспанские выступления, сопровождаемые сожжением некоторых церквей. Заказчики опасались, что их особняк с неоднозначной статуей попадёт под горячую руку восставших. Тут пришлось уступить Гауди, и в 1910 г. здание без статуи Богоматери было готово.
По окончании строительства, заказчику всё же пришлось уплатить городским властям штраф за небольшое превышение допустимой высоты здания.