Храм сурья в конараке описание кратко

Южная группа храмов

Южная группа представлена двумя индуистскими храмами, которые находятся на некотором отдалении от основных достопримечательностей. Это наиболее поздние строения в комплексе Каджурахо времен эпохи Чандела.

Храм Чатурбхудж (около 1100 г.) был построен, когда расцвет династии Чандела остался позади, а искусство, как и само государство, уже начинало приходить в упадок. Хотя стены храма и украшены традиционными тремя рядами горельефов, фигуры стереотипны и лишены выразительности. Однако в святилище храма стоит замечательное скульптурное изображение Шивы высотой 2,7 метров, которое выступает предметом споров исследователей – некоторые из них предполагают, что статуя изображает бога Вишну.

Название храма Дуладео (около 1100-1150 г.г.) означает «священный жених». Храм посвящен Шиве, чьи многочисленные изображения и лингам украшают гарбагриху. Дуладео – последнее творение Чандела в Кхаджурахо, в котором чувствуется закат блестящей эпохи. Храм щедро декорирован, но ему недостает жизненной силы и глубины образов, которыми славится Кхаджурахо.

Тайны храма Солнца

Храм Солнца в Конарке сооружен в виде гигантской колесницы с двенадцатью пар колес (соответствует 24 часам в сутках), в которую запряжены семь (по числу дней недели) лошадей. Колесница, ведомая Сурьей, неслась над землей покоряя время и пространство.

Статуя Бога Солнца.

На восточной, южной и западной сторонах Храма Солнца имеются три замечательные статуи Сурьи, освещаемые Солнцем поочередно по мере продвижения по небосводу. Согласно легенд самая прекрасная статуя Сурьи (в центральной части храма) буквально висела в воздухе, удерживаемая двумя огромными магнитами.

Стены Ната Мандира.

Тот, кто приходил в храм первым делом попадал в танцевальный зал (Ната Мандир), украшенный барельефами чувственных танцовщиц. Здесь в древности исполнялись ритуальные танцы. Здесь и в наше время в начале декабря каждый год проходит фестиваль классического танца, на который съезжаются лучшие танцоры и танцевальные коллективы Индии.

Дальше находятся соединенные Зал для молящихся (джагмохана) и Главное святилище (деул, вимана). Джагмохана высотой около 30 метров — относительно сохранилась, а Святилище, чей купол возвышался на высоту 70 метров — разрушено.

Храм Солнца в Конарке

Здесь начинаются загадки. Никто толком не знает по каким причинам обрушился купол святилища. Есть легенды разной степени достоверности. По одной из них, начало разрушению храма положили голландские моряки. Они называли Храм Солнца не иначе, как Черная пагода, по той причине, что исходящие из храма магнитные излучения искажали показания компасов и торговые суда садились на мель. «Во всем виноваты, поддерживающие «черного идола» в воздухе магниты» — так считали они. А еще они были уверены, что этому «идолу» приносят в жертву девственниц. А потому не удивительно, что они приложили руку к разрушению храма. С их подачи была разобрана часть фундамента Храма Солнца и извлечены железные колонны, поддерживающие купол.

По другой легенде, гигантский магнит скреплял купол храма. Как только его сняли, купол стал разрушаться.

Лев. Символ царской власти и охранник.

Ряд источников указывает, что к разрушению Храма Солнца в Конарке причастны мусульманские завоеватели. Якобы именно они выбили замковый камень из арочной конструкции, поддерживающей купол.

Некоторые археологи уверены, что купол на самом деле никогда и не был достроен из-за ошибок проектировщиков храма. Однако ряд письменных источников датируемых разными годами указывает, что в былые времена чуть ли не до семнадцатого-восемнадцатого веков Храм Солнца в Конарке был в отличном состоянии. А на литографии Джеймса Фергюссона, сделанной в 1847 году видно, что часть главной башни все еще находилась на месте.

Литография Джеймса Фергюссона

Правда, уже в 1848 мощный шторм нанес очередной удар по храму. А впоследствии его «дело» продолжили другие катаклизмы, в том числе и землетрясение. Но и без участия человека дело не обошлось. Известно, что лучшие скульптуры из Сурья Мандира в настоящее время находятся в музеях Калькутты, Дели и Лондона. Лишь в начале двадцатого века начались работы по сохранению и реставрации храма.

Это интересно: 4842,Храм солнца в Крыму: выкладываем суть

III. Священный город Пури

Храм Джагонат в Пури

1. В Пури, расположенном на берегу Индийского океана, находится один из четырех самых почитаемых храмов Индии, посвященный богу Джаганат и носящий его имя. Построен в ХI – ХIII веках нашей эры, т.е. в период становления Владимирской Руси. Бог Джаганат – «Создатель Вселенной» – одно из проявлений бога Кришны, открывшего миру учение о Йоге на Курукшетре.

2. Ежегодно в Пури проводят фестиваль колесниц или Ратха-ятра, который является одним из древнейших праздников на планете. Его возраст, согласно ведическим писаниям, составляет, по меньшей мере, 5000 лет, хотя представители современной индологии помещают датировку начала традиции в III век до нашей эры. Шествие колесниц символизирует возвращение Кришны в образе Джаганата, а также Его брата Баларамы и Его сестры Субхадры во Вриндаван, где прошло Его детство. В фестивале принимают участие до миллиона человек. Уже много лет подряд этот праздник проходит во Владимире, чье название, как и Джаганат, означает «Владеющий Миром». Шествие по улицам Владимира сопровождается пением ведических гимнов и разбрасыванием с колесницы фруктов и сладостей. По традиции, Ратха-ятра приурочивается ко Дню индийской культуры, проводимому ежегодно во Владимире. Для шествия наряженной Колесницы с шатром высотой около 7 метров, на которую водружается алтарь Господа Вселенной, власти предоставляют аллею в центральном парке. В России, помимо крупных городов, Ратха-ятры проводятся даже на Кавказе, что, по мнению устроителей праздника, должно способствовать гражданскому примирению в регионе.

3. Многие верят, что Пури – это один из городов, где обретают спасение (мокша-пури) и как считается, одна из обителей Бога на Земле.

Дворец Махараджи в Пури

4. Во Дворце Махараджи можно увидеть огромный портрет Махараджи Кералы, выполненный нашим соотечественником Николаем Рерихом.

5. В прошлом, Пури был центром паломничества буддистов, которые прибывали почтить зуб Будды.

6. Сегодня здесь находится популярный бальнеологический курорт.

Советы туристам

Для того чтобы насладиться архитектурными шедеврами Кхаджурахо, а не мучаться от жары или проливных дождей, то свой визит лучше планировать в период с ноября по март. Дорога от Дели прямым поездом займет около 11 часов.

Чтобы осмотреть все храмы потребуется не меньше двух дней. А чтобы наверняка все успеть рекомендуем воспользоваться услугами «авторикш».

Комплекс открыт с 9 утра и до 5 вечера. Вход в каждый храм необходимо оплачивать отдельно.

Каждый год в феврале здесь проходит Фестиваль танца, но даты меняются и необходимо заранее планировать посещение Кхаджурахо, чтобы получить дополнительные впечатления от фольклорных выступлений.

Инфраструктура деревни довольно хорошо развита и  найти номер в гостинице не должно составить труда, но все же лучше забронировать номер заранее, так как в разгар туристического сезона сюда приезжают сотни туристов.

Храм Сурьи в Конараке: строительство

Доподлинно известно, что Храм Сурьи в Конараке был возведен в середине XIII века по приказу Раджи Нарасимхадева I, правившего Ориссой. Этот раджа вошел в историю не только благодаря тому, что возвел храм. Его имя довольно часто упоминается на древних табличках, где говорится о том, что это был величайший стратег, сумевший завоевать огромные соседние территории и присоединить их к своему государству. Раджи Нарасимхадева I поклонялся богу солнца и свято верил, что своими успехами он обязан именно ему. Огромная часть военных трофеев пошла на строительство Храма Сурьи. Кроме этого, своим появлением на берегу Бенгальского залива святилище, в котором возносились молитвы, проводились загадочные, мистические ритуалы и приносились дары богу Солнца обязано и родственникам раджи, которые были довольно состоятельными людьми. Они входили, как и раджа, в религиозный культ, и преподносили в качестве дара золото и драгоценные камни, которыми оплачивалась работа древних мастеров.

Перед постройкой храма у раджи Нарасимхадева I даже не возникало сомнений в том, что святилище солнца должно было быть построено именно в этом месте. Дело все в том, что еще до появления на свет могущественного правителя, территория на берегу Бенгальского залива считалась священной: именно там поклонялись солнцу. Кстати, название Конарак произошло неслучайно: в индийском языке существует словосочетание «Кона-Арка», которое дословно переводится, как «территория солнечного света».

Благодаря тому, что в XIII веке в Индии велись летописи, можно с уверенностью утверждать, что храм начали строить в 1243-м году. Это был пятый год правления Нарасимхадева I, который считался наиболее благоприятным для начала строительства Храма Сурьи. Огромное богатство раджи, его родственников и дань от правителей из соседних княжеств позволили возвести величественный индийский Храм в Конараке всего за 18 лет! Удивительно, но за этот короткий промежуток времени были построены не только стены, башня высотой в 60 метров, но и выполнены резьба, украшены внутренние залы. При этом следует еще и учесть тот факт, что строительный материал приходилось доставлять из гигантских каменоломен по морю. Более того, каждая часть храма была продумана до мельчайших деталей: святилище, которое должно было умилостивить богов, было возведено из трех видов камней

Отдельное внимание уделялось и цвету материала, из которого построен храм Сурьи в Конараке: под лучами солнца он должен был переливаться множеством цветов и оттенков. Задача перед строителями была непростой, однако они справились с ней быстро и без особых трудностей

По крайней мере, именно так говорится в летописях: то, что трудностей при возведении такого колосса не возникало, маловероятно.

Современным археологам, которые вели длительное время свои исследования на территории Храма Сурьи в Конараке, удалось доказать, что в свое время огромный храм украшала гигантская башня высотой чуть более 60-ти метров. По ее руинам удалось даже составить компьютерную модель, на которой наглядно видно, что представляла собой в XIII веке башня-шикхара.

Центральный двор — двор обелисков в Карнакском храме

Искусственные пещеры Восточной Индии (III-II вв. До н.э.)

Знаменитая резная дверь Ломас Риши, один из Пещеры Барабардатируется примерно 250 г. до н. э. и отображает первые известные Маурья рельефы.

Квазиидеальные стены Пещеры Барабар были врыты в твердую породу и отполированы до зеркального эффекта около 250 г. до н.э., дата надписей Ашока.

В III веке до нашей эры индийская скальная архитектура начала развиваться, начиная с уже очень сложных и спонсируемых государством Пещеры Барабар в Бихар, лично посвященный Ашока в аскетическую секту Аживикас около 250 г. до н. э. Точная идентичность адживиков не очень хорошо известна, и даже неясно, были ли они расходящейся сектой Буддисты или Джайны. Эти искусственные пещеры демонстрируют удивительный уровень технического мастерства, чрезвычайно сложные гранит камень огранен геометрически и отполирован до зеркального блеска.

Есть еще одна пещера со структурой и полировкой пещер Барабар, но без какой-либо надписи. Это Пещера Ситамархи, 20 км от Раджгир, 10 км к юго-западу от г. Hisua, также датируемые империей Маурьев. Он меньше, чем пещеры Барабар, размером всего 4,91×3,43 метра, с высотой потолка 2,01 метра. Вход тоже трапециевидный, как в пещеры Барабар.

Пещеры были вырезаны из гранит, чрезвычайно тяжелый рок, затем законченный очень красивым полировка внутренней поверхности, давая зеркальный эффект большой регулярности, а также эффект эха. Эта крупномасштабная полировка напоминает полировку небольших поверхностей скульптуры Маурьев, особенно заметную на колоннах и капителях статуи. Столбы Ашоки.

Комментируя скульптуру Маурьяна, Джон Маршалл однажды написал о «необычайной точности и аккуратности, которые характеризуют все работы Маурьев, и которые, как мы осмеливаемся, никогда не превосходили даже лучшие работы на афинских постройках».

Это ноу-хау, похоже, снова исчезло после периода Маурья, ни одна из более поздних пещер, таких как Аджанта пещеры, имеющие эту характеристику полированных поверхностей. Сам акт рытья искусственных пещер в скале, из которых пещеры Барабар представляют собой самый старый случай в Индии, вероятно, был вдохновлен пещерами, вырытыми в скале Ахеменидов, как это имеет место в Накш-е Ростам.

Императорское спонсорство

Император спонсировал пещеры Барабар, о чем свидетельствуют его дарственные надписи.

Эти замечательные пещеры были созданы при императорском покровительстве Ашоки и его внука. Дашаратха Маурья. Стоимость резки породы и изысканной полировки, вероятно, была огромной и больше никогда не повторялась в последующих пещерах.Ашока посвятил пещеры Судама и Вишвакарма Аживикас на 12-м году его правления, когда его религиозная эволюция в сторону буддизма еще не была полностью завершена. Позже Ашока построил пещеры Ломас Риши (без датированной надписи, но позади Судамы по архитектурным причинам) и Карна Чопар (19-й год своего правления), в то время когда он стал твердым сторонником буддизма, как известно из Указы Ашоки. Следовательно, он, естественно, мог предложить буддистам две последние пещеры — Ломас Риши и Карна Чопар, хотя в первой нет надписи, а во второй есть надпись, которая лишь косвенно указывает на это. В надписи Ашоки из пещеры Карна Чопар не упоминаются адживики, а, скорее, имеется в виду буддийская практика выхода на пенсию (вассаваса) в сезон дождей. Кроме того, перевернутая свастика со стрелкой вверх в конце надписи была бы скорее буддийским символом. Поэтому вполне вероятно, что эта пещера была спроектирована для буддийских монахов.

Принадлежность двух последних пещер к буддизму согласуется с тем фактом, что архитектура ворот Ломаса Риши стала ориентиром для развития Чайтья арка в буддийской пещерной архитектуре в течение следующих столетий, тогда как индуисты или джайны пещеры по существу не следовали этому архитектурному примеру. Это также означало бы, что украшенные ворота Ломаса Риши были буддийским изобретением, которое было скопировано в буддийской архитектуре в последующие века.

Устройство Храма Солнца

Создатели Храма Солнца оформили свое творение в традиционном стиле. Как и в большинстве индийских храмов, внизу имеются растительные орнаменты, а выше — базилика с изображениями животных, змей и птиц. В верхней части изображены сцены из индийских эпосов, различные интриги из жизни божества, которому посвящен храм, и фигуры в откровенных эротических позах. Последний — это не все индийские храмы, но несколько ниже.

Условно Храм Солнца в Конараке можно условно разделить на три части. Есть танцевальный павильон, который стоит отдельно. Когда-то прекрасные танцовщицы исполняли здесь церемониальные танцы. Крыша танцевального зала давно обрушилась, но стены сохранились и являются добротными. Ценителям есть на что посмотреть. Внешняя сторона стен украшена изображениями танцоров в восхитительной круглой форме танца.

Две другие части храма — джагамохан (часовня) и деул (святилище) — соединены между собой. Святилище на самом деле представляет собой развалины, но говорят, что его высота составляет 70 метров.

Паломники со всей Индии продолжают приезжать в Храм Солнца в Конараке. Это связано с тем, что, по их собственным словам, это место пропитано сильнейшей энергией, которая хранит мысли и воспоминания их предков.

Появление Храма Солнца очень символично. Количество колес — 12 пар — часто связывают с количеством месяцев в году; семь коней — с днями недели; семь коней — с днями недели; семь коней — с днями недели; семь коней — с днями недели. Это своего рода намек на силу эпохи мира. Но бог солнца, Сурья, более могущественен, чем сама эпоха.

Храмы Кхаджурахо – микрокосмос человека

Первые индуистские храмы представляли собой простую платформу с крышей или даже без нее. Позже, в период Гупта (3-5 в.в. н. э.), архитектура храмов постепенно начала усложняться, и сформировались каноны, в соответствии с которыми велось строительство культовых сооружений. Тогда появились основные элементы – квадратное святилище и портик с колоннами. Позже добавился обход вокруг главного святилища и цоколь с колоннами, вход в который, как правило, предварялся портиком. Форма крыши, плоская изначально, изменялась, в ее конструкции появлялась многоярусная надстройка – шикхара, характерная для северных храмов.

В Средние века в Индии появились «Шилпашастры» — трактаты, посвященные индуистской храмовой архитектуре и иконографии. Храм стал микрокосмом, моделью мироздания, символом Абсолюта. Каждая часть здания имеет особое значение, но все вместе они составляют неделимое целое, символизирующее единство Вселенной.

Храм строится на массивном каменном основании – адистхане, поверх которого расположена еще одна платформа – джагати. Основание символизирует алтарь, на который как жертва богам возлагается само здание. Святая святых храма, куда допускались только священнослужители храма, называется «гарбагриха». Это небольшое темное помещение со скульптурой божества, которое находится под высокой башней пирамидальной формы, увенчанной шпилем, – шикхарой. Для молитвенных собраний верующих предназначается большой молельный зал – мандапа, соединенный с гарбагрихой небольшим вестибюлем – антаралой. Вход в мандапу предваряется портиком – ардха-мандапой. Элементы храмов могли различаться в зависимости от эпохи строительства и культурного влияния соседних регионов, но основополагающие принципы были едины и строго соблюдались архитекторами.

Храмы Кхаджурахо – типичные образцы северной школы Нагара, которая отличается высокой шикхарой округлой формы, сужающейся кверху. Планировка храмов включает в себя гарбагриху, мандапу, ардха-мандапу и антаралу, каждая из которых увенчана собственной пирамидальной крышей. Все вместе они образуют единое целое, постепенно увеличиваясь по высоте от самой низкой крыши над портиком до самой высокой – шикхары над святилищем. Центральная шикхара символизирует мифический пик Меру, небесное царство Брахмы, или священную гору Кайлас, обитель Шивы.

Все шикхары Кхаджурахо как бы наклонены внутрь. Такой эффект создается за счет небольших шикхар, примыкающих к основной башне и устремленных вверх, к небесам. Каждый уровень плавно переходит в следующий, что символизирует рост, обновление всего сущего, бесконечную смену миров. Этот эффект дополнительно подчеркивается амалаками – дисками в форме окружности с ребристыми краями, которые пересекают вертикальные линии башен. Шпили шикхар оканчиваются калашами – сосудами с нектаром бессмертия амритой.

Храмы Кхаджурахо построены на высоких цоколях и окружены открытыми галереями. В самых больших храмах Кхаджурахо – Кандарья Махадева, Лакшамана и Вишванатха – также есть прадакшина, обходная галерея вокруг святилища, а мандапа имеет четыре боковых выступа с окнами для вентиляции и освещения, благодаря которым храм имеет форму двойного креста.

Архитектура святилища полна сакрального смысла: шикхара включает в себя семь вертикальных выступов нага, символизирующих единый восходящий аспект всего сущего,  – такой тип шикхар называется «саптаратха», а по горизонтали оно разделено на семь уровней-выступов сапта-баба, которые отражают многообразие нисходящих уровней сущего. Внутри и снаружи храмы богато декорированы орнаментами и многочисленными скульптурами, которые кажутся живыми и динамичными благодаря контрасту света и тени, придающему фигурам объем и пластичность.

Джайнские пещеры

Многие туристы советуют начинать осмотр с этих храмов, так как после великолепия индуистских и буддийских святилищ, недостроенные сооружения не произведут должного впечатления. Известно, что эта религия не смогла завоевать индусов. Она была распространена совсем недолго. Возможно, с этим связана некая скромность храмов. К тому же практически все они недостроены.

Даже при беглом осмотре пещер заметно, что многое в них повторяет уже выстроенные ранее храмовые комплексы. Однако мастерам не удалось даже приблизиться к совершенству таких святилищ, как Кайласанатха или Тин Тхал.

I. Россия – Индия

Индия является одной из самых древней сохранившихся цивилизаций. Выдающиеся умы прошлого века говорили о грядущем гармоничном сочетании древней мудрости Индии с творческой энергией исторически молодого народа России (СССР):

• Свами Вивекананда – выдающийся индийский философ и общественный деятель, говорил: «Россия станет лидером и поведет за собой весь мир, но путь ей укажет Индия». В его работах указывается, что будущее возрождение планеты начнется с России.

• Е. И. Рерих говорила: «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира».

• Н. К. Рерих называл Индию духовной сестрой России.

• Махатма Ганди: «Россия спасет мир, но путь ей укажет Индия».

Движение России и Индии навстречу друг другу – это движение к собственным истокам:

• Предками большинства населения Северной и Центральной Индии были арии, начавшие миграцию в Индостан с территории нынешней России и Средней Азии во II тысячелетии до нашей эры.

• Первым европейцем, достигшим берегов Индии, стал именно русский человек, тверской купец Афанасий Никитин.

• Индия – естественный геополитический союзник России. На протяжении веков между ними никогда не было никаких конфликтов, никаких противоречий, никаких столкновений интересов, а лишь инстинктивно – глубинная тяга друг к другу.

Особенности индийской храмовой архитектуры

Индийские храмовые комплексы отличаются своей монументальностью и одновременно легкостью. В традиционных индийских храмах нашли отражение национальное мировоззрение Индии, философия и даже музыкальность индийского народа.

Архитектура индийских храмов поражает людей своей тонкой гармонией с окружающим миром, обилием мелких украшений, а также своей внушительностью.

На протяжении восьми столетий в Индии сохраняются и свято чтутся священные правила строительства храмов: большие и малые религиозные сооружения не зависимо от места строительства имеют единую планировку. Основной священный зал сооружения, называемый гарбхагриха, имеет единственный вход. В данном зале располагается главная священная реликвия – статуя Господа Шивы.

Крыша данного сооружения всегда имеет форму купола либо шатра, больше напоминающего шпиль и носящего название вимана, что в переводе означает «царской чертог».

Вокруг сакрального места как правило строится специальная галерея, прадакшина патха, которая предназначена для перемещения посетителей. Делается это из следующих соображений: посетители должны обойти божество по кругу. Далее располагается небольшой коридор, называемый мукхамандапа, в котором хранятся предметы культа и подношения. Место для совершения паломниками различных обрядов называется мандапа.

Пьедестал для жертвенных приношений называется балипитха. Его можно узнать в любое время по остаткам приношений, красному порошку – куркуме, рису, желтой сандаловой пасте и цветам. В древности кровавые жертвы приносились верующими гораздо чаще, чем сейчас, поэтому облик жертвенника мог претерпеть некоторые изменения.

В ограде храма могут находиться несколько небольших храмов или святынь, которые связываются с главным зданием.

Рисунок 1. Храм Кайласанатха. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Во дворе индийских храмов обычно устанавливаются флагштоки и статуи животных тех богов, в честь которых выстроено данное сооружение (например, у бога Шивы – бык). Помимо прочего во дворе, как правило, располагается алтарь для жертвоприношений, обычно его размещают по той же линии, что и главные ворота храма. Нередко храм ограждается стеной с небольшими башнями, где располагают дополнительные проходы или святыни других богов. Стоит отметить, что даже современные индийские храмы строятся в соответствии с установленными канонами, которые обязательны к соблюдению.

План индийского храма очень символичен. В горизонтальной проекции святилище (гарбхагриха) напоминает голову и ноги божества. Другие части храмового комплекса напоминают иные части тела. Так, маленькое помещение перед святилищем олицетворяет нос, проход, приводящий в мандапу – шею и т.д.

Изображения в индийских храмах делятся на три группы в зависимости от основных деноминаций индуизма:

  • шиваитская;
  • шактистская;
  • вишнуитская.

Замечание 1

Ранние изображения богов обычно были изготовлены из каменных материалов и устанавливались на постоянной основе. В современности они делаются из металлов (например, бронзы) и используются в процессиях по праздникам, а также для омовения.

Изображения в индийских храмах могут быть в трех положения: стоящем, сидящем и лежащем. Специфический аспект божества, который представляется в изображении нередко подчеркивается определенным положением рук или пальцев, положением ног или определенными символами. Помимо прочего поза лотоса и положение, принимаемое человеком во время медитации являются самыми популярными.

Рисунок 2. Храмовый комплекс Кхаджурахо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Надо сказать, что значительные расовые, климатические и культурные различия между северными равнинами, Гималайскими предгорьями и южными территориями сформировали в Индии несколько архитектурных стилей храмового зодчества.

Древние источники классифицируют индийские храмы на три стиля – северный стиль (Нагара), южный стиль (Дравида) и гибридный стиль (Весара). Для южного стиля храмовой архитектуры характерен внешний облик главного здания в виде ступенчатой пирамиды, для северных храмов он имеет очертания параболы с приплюснутым кольцом. В некоторых периферийных областях страны развивались региональные архитектурные стили, относящиеся к гибридным. Но безусловно большинство храмов Индии построено в стиле Нагара либо Дравида

Время работы и стоимость билета

Храм солнца открыт для посещений круглый год с понедельника по субботу с 9:00 до 17:00, за исключением государственных праздников Индии. Стоимость входного билета — 40 INR.

Местность, в которой расположен храм, издавна считалась священной, здесь был наиболее развит культ бога Солнца, а само назване Конарак переводится как «уголок Солнца». Изначально храм располагался на самом берегу Бенгальского залива, но со временем океан отступил, и сейчас храм Солнца находится примерно в трёх километрах от побережья. Храм Солнца выполнен в традиционном стиле архитектуры Калинга (древнего королевства в Восточной Индии), его строительство длилось 12 лет, и всё это время здесь неустанно трудились около 1200 лучших мастеров — архитекторов, каменотёсов, резчиков и скульпторов.

Храм построен в виде колесницы бога Солнца, в которой по верхнему и нижнему небу передвигался великий Сурья. Храм-колесница «запряжён» в упряжку из семи каменных лошадей, на цоколе храма, с северной и южной сторон здания, вырезаны из камня 24 огромных колеса (по 12 на каждой стороне) диаметром 3 метра, богато украшенные резьбой и декоративным орнаментом.

Храм Солнца состоял из трёх структур — виманы (главного святилища), джагамохана (зала для молитв) и ната мандира (танцевального зала). Вимана была увенчана башней-шикхарой высотой около 60 метров. Очевидно, башня должна быть ещё выше, но её возведение прекратили из-за опасности обрушения — храм возводили на самом берегу океана, и песок стал оседать под тяжестью сооружения. Чтобы обезопасить храм от разрушения, строители применили инновационный на то время метод — здание было «сковано» металлическим каркасом (плиты стен скрепили железными прутьями и клиньями, а потолок джагамохана «подвесили» на металлических балках).

Джагамохан, возведенный на той же платформе, что и главный храм, состоит из бады (кубического тела) и пиды (пирамидальной крыши), состоящей из трёх террас, на которые ведут каменные лестницы. На террасах установлены статуи в натуральную величину, изображающие женщин в различных танцевальных позах. Танцевальный зал расположен к востоку от главного храма и зала для молитв, он представляет собой большой колонный зал без крыши, установленный на высокой платформе. Здесь исполнялись ритуальные танцы, посвящённые богу Солнца.

Вся поверхность стен храма украшена великолепными барельефами с изображениями богов, мифических животных, львов, боевых слонов, танцующих мужчин и женщин, а также эротических сцен «майтхуна». «Здесь язык камня превосходит язык человека» — так описал увиденное выдающийся индийский поэт Рабиндранат Тагор. С храмом Солнца в Конараке связаны множество легенд. По одной из них, огромная статуя бога Солнца Сурьи, расположенная в главном святилище, буквально «парила» в воздухе.

Этого эффекта древние мастера смогли добиться с помощью мощнейших магнитов, расположенных сверху, снизу и по бокам скульптуры, изготовленной из материала с содержанием железа. Говорят, что магниты были настолько мощными, что отклоняли стрелки компаса у судов, проходивших мимо побережья Конарака, сбивая их с курса. По одной из версий, разрушение храма спровоцировало извлечение этих магнитов португальскими моряками. Пока — это только легенды, учёные не обнаружили ни одной письменной записи, которая подтвердила бы использование магнитов при строительстве храма или опровергла этот факт. Известно, что религиозные обряды в храме Солнца совершались до середины XVI века, что произошло потом достоверно неизвестно — либо храм рухнул под собственной тяжестью, либо из-за сильного землетрясения, или был разрушен мусульманами.

К середине XVIII века святилище бога Сурьи было заброшено, его практически полностью поглотили джунгли. Только в XIX веке английскими властями были предприняты меры по сохранению развалин храма Солнца, в настоящее время его территория полностью расчищена, укреплены стены, отреставрированы великолепные барельефы. В 1984 году храм Солнца в Конараке как «один из выдающихся примеров храмовой архитектуры и искусства Индии» был внесен в .

Стране, богатой храмами и пагодами, в трех километрах от Бенгальского залива, располагается уникальное сооружение, посвященное движению главного небесного светила.

Известный Храм солнца, или Черная пагода, как его еще называют, был построен в Конараке в XIII веке, и представляет из себя гигантскую колесницу, символизирующую ход времени.

Храм Джаганнатхи в Пури

Рекомендовать место

6

1

Храм Джаганнатхи является главной святыней и достопримечательностью города Пури. Согласно писаниям, храм был возведен на том месте, где Кришна закончил свои земные игры. Ежегодно сюда приезжают паломники со всех концов Индии, чтобы провести у стен храма три дня и три ночи.

Макушка храма украшает ярко-красный флаг и «колесо дхармы». Залы храма, которые именуются «мандапа» напоминают вершины гор и имеют пирамидальные своды. Внутреннее пространство состоит из трех залов: джагомонаха (зал собраний), ната мандир (танцевальный зал) и бхога-мандапа (зал подношений). С восходом солнца сотни верующих идут к храму, чтобы попасть к Господу Джаганнатхе на даршан (приветствие).

В течение уже многих веков, храм ежегодно организует и проводит пышный «фестиваля колесниц» Ратха-ятру, в ходе которого храмовые божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры везут по главной улице города Пури в огромных, пышно разукрашенных колесницах.

Храм Джаганнатхи открыт для верующих каждый день кроме воскресенья с 10 до 12 дня и 16 до 20 часов вечера. Однако попасть туда могут не все, для иностранцев вход запрещен, а если вы хотите принять участие в богослужениях, то это можно сделать с крыши Библиотеки Рагхунандан, расположенной напротив центральных ворот храма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кind city
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: