Дворец Диоклетиана в Сплите – сооружение времен Римской империи
Обновлено: 17 Май, 2018
Дворец Диоклетиана (Хорватия) – старинная часть исторического центра города Сплит, в 1979 году ставшая частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это – резиденция римского императора Диоклетиана, правившего почти 18 столетий назад. Сегодня дворец, окружённый 20-метровыми стенами и башнями, занимает площадь более 3 га, а его величественная архитектура ежегодно привлекает в Сплит более 400 000 туристов.
Что посмотреть
Несмотря на все изменения в Сплите, многие части руин сохранились до наших дней. То, что когда-то было коридорами, теперь превратилось в переулки, а столетия назад на месте великих дворцовых залов построили жилые дома
Стоит обратить внимание на следующие части комплекса
Перистиль
Эта главная площадь внутри дворца отличается монументальными колоннами и арками. Ранее здесь был открытый сад с богатым декором. Собор и колокольня стоят на восточной стороне Перистиля. В свое время Диоклетиан шел из своего жилища к протируму через это место.
Собор Святого Дамиана
Собор Святого Дамиана — самая заметная из достопримечательностей этого места. Первоначально построенный как мавзолей, он расположен на главной площади. Собор преобразовали в церковь после падения Рима, а колокольню пристроили в 13-м веке. На ее строительство ушло 300 лет.
Первоначально собор святого Дамиана был построен как мавзолей
Главный алтарь находится в центре комнаты, где когда-то была гробница Диоклетиана. Несколько колонн — все, что осталось от оригинального интерьера.
Главный алтарь святыни находится на месте гробницы Диоклетиана
Колокольня видна издалека, поскольку она возвышается над стенами дворца. Башня предлагает панорамный обзор города, побережья и близлежащих островов.
Подвал дворца
Можно скептически смотреть на плату за вход в «подвал», но на самом деле это одна из самых интересных и хорошо сохранившихся частей комплекса. Его построили на склоне у моря, а подвал нужен был для поддержки и выравнивания верхних этажей дворца. Археологи копались в этом подземелье в течение последних 50 лет. Находки помогли собрать воедино информацию об истории города.
Подвал дворца является чуть ли не самым интересным местом
Перистиль
Дворец Диоклетиана. Стурктура. Здания
Ворота соединены широкими улицами – продольной (с севера на юг) от Золотых ворот до Медных. Это так называемый “кардо”. С запада на восток дворец прорезает перпендикулярная улица – “декуманус”.
(В градостроительстве Римской империи улица города или военного лагеря ориентированная с востока на запад называется декуманус. Кардо — улица, ориентированной с севера на юг)
На нижнем фото – нынешний декуманус – улица, соединяющая Железные и Серебряные ворота. В кадре – Серебряные.
Декуманус. Серебряные ворота
В южной части комплекса недалеко от Медных ворот находились личные покои императора. Два прямоугольных здания на севере использовались как службы и жильё для прислуги и воинов, охранявших дворец.
В центре пересечения кардо и декумануса – площадь. С трёх сторон она обрамлена двойной колоннадой. Эта геометрическая середина называется Перистиль. (Перистиль можно сравнить с фонтаном в московском ГУМе – это своеобразный центр мироздания ). В древности Перистиль служил общественной площадью. От неё можно попасть в другие части дворца.
Сейчас Перистиль – оживлённая городская площадь. В туристический сезон здесь яблоку некуда упасть!
Дублирую реконструкцию дворца с метками сохранившихся построек.
Цифры от 1 до 4 отмечают ворота, 5 – Перистиль, 6 – мавзолей Диоклетиана, ныне – кафедральный собор, 7 – храм Юпитера, ныне – баптистерий епископа Иоанна Равеннского.
Замечу, что раньше южный (задний) фасад дворца омывало море. Поэтому южная стена значительно отличалась от других. Медные ворота выводили сразу к гавани. Нижний уровень стены сейчас не разглядеть за сплошным рядом прилепившимся кафе. Второй же этаж с красивыми колоннами служил променадом (почти не сохранился). От него открывался восхитительный вид на залив и отдалённые острова. Сейчас море отступило к югу. Вдоль южной стены – широкая набережная.
На нижнем фото – нынешний декуманус – улица, соединяющая Железные и Серебряные ворота. В кадре – Серебряные.
Добраться из Трогира в Сплит
Добраться из Трогира до Сплита можно разными способами. Мы воспользовались автобусом. Пришли на автовокзал, купили билет до Сплита на автобус номер 37 (взрослый 21 куна, детский 5-10лет 5 кун, купить можно и у водителя при посадке в автобус). В будние дни автобус отправляется каждые 20 минут, в выходные пореже. В субботу утром на выезде из Трогира серьезные пробки, автобусы опаздывают. Если билет куплен на автовокзале, надо его прокомпостировать при посадке в автобус.
Поездка в обычном рейсовом (с гармошкой) автобусе без кондиционеров по жаре — небольшое удовольствие, надо отметить. Весь путь с многочисленными остановками занимает час.
рейсовый автобус
От автовокзала по улице Domovinskog rata спускаемся к морю. На подходе у парка натыкаемся на блошиный рынок со множеством интересных вещей в продаже.
блошиный рынок в Сплите
блошиный рынок в Сплите
Флавии
Император Веспасиан (правил 69- 79 гг.) основал единственную имперскую династию – династию Флавиев. Как и его предшественники (Юлии- Клавдии), они отвергли архитектурный аскетизм республиканской эры и эры Августа. Их наследие – затейливая причуда, которая могла появиться только в век мира и изобилия. Домовая и дворцовая архитектура создала формы сводов. Совершенное владение бетоном и строительной технологией дало возможность перекрывать большие пролеты без опор, как-то: октагон перекрытый сомкнутым сводом в Золотом доме Нерона. В 64 г. пожар разрушил большую часть города, и Нерон принял закон, запрещающий использование дерева, и рекомендовал цементные полы и потолки с аркадами на более низких уровнях.
Ретикулат – сетчатая кладка, при которой внешняя поверхность бетонной стены облицовывалась небольшими, тщательно уложенными камнями пирамидальной формы. Плоские основания их выходят наружу и образуют сетчатый узор, а острые концы погружены в бетонное ядро стены.
Тосканский ордер
Тосканский ордер являлся первоначально этрусским вариантом дорического, хотя римляне воспринимали его как специфически италийский. В отличие от дорического, в тосканском ордере колонны имеют базу и высокую капитель и не имеющий мутул карниз.
Музей Термы Диоклетиана
Часть зданий с северо-восточной стороны древнеримских терм, где ранее располагался экспроприированный после 1870 года монастырь Ордена Картезианцев, сегодня занимает музей Термы Диоклетиана, основанный как Национальный музей римских древностей в 1889г. Сегодня в его отреставрированных огромных залах хранится часть великолепного архитектурного декора, украшавшая ранее термальный комплекс, а также размещена экспозиция античной скульптуры Национального музея Рима.
Кроме того, в нынешний музейный комплекс входит прилегающая территория монастыря базилики Санта Мария дельи Анжели и отдельно стоящее здание так называемого Восьмиугольного зала, в котором ранее размещался римский Планетарий.
Часть экспозиции музея Термы Диоклетиана
Монастырь Микеланджело
Буллой от 27 июля 1561 года папа Пий IV Медичи учредил постройку церкви и монастыря в части заброшенных зданий древних терм, поручив разработку проекта 86-летнему Микеланджело Буонарроти. Строительство, начавшееся только в 1565 году – через год после смерти художника, и прерывавшееся несколько раз из-за нехватки средств, фактически продолжалось вплоть до конца XVII века. Монашеская обитель Ордена Картезианцев, занимающая площадь в 10 тыс. кв. м., до сих пор является одной из крупнейших в Италии. В крытой арочной галерее, окружающей по периметру монастырский двор, расположены многочисленные статуи, рельефы и саркофаги, а в центре сада находятся семь колоссальных скульптур голов животных, найденных при раскопках в 1586 году в районе колонны Траяна.
Внутренний двор монастыря
На первом этаже монастыря Микеланджело расположен Музей протоистории латинских народов, экспозиция которого иллюстрирует развитие культуры, экономики и религии в регионе Лацио начиная с конца бронзового века (XI в. до н.э.). Три верхних этажа здания занимает Музей эпиграфики с одной из самых престижных коллекций надписей в мире, содержащей около 20000 артефактов.
В музее представлено порядка девятисот различных типов документов, которые рассказывают о многих аспектах римской цивилизации посредством слов, выгравированных на различных предметах: стелах, мемориальных камнях, алтарях и рельефах из мрамора и травертина, а также кирпичах, масляных лампах, свинцовых трубах и многих других древних материалах. Эти тексты были написаны людьми, принадлежавшими ко всем социальным слоям общества – от императора до раба, и свидетельствуют о повседневной жизни мужчин и женщин, живших много веков назад. Их слова заставляют нас узнавать и проживать различные моменты политической, религиозной, социальной и экономической жизни Древнего Рима, а также аспекты частной жизни, открывая мир, состоящий из чувств и маленьких повседневных жестов.
Планетарий
Восьмиугольный зал (Aula Ottagona)(13) с четырьмя внешними полукруглыми нишами, все еще известный как Планетарий (который уже давно переехал в район EUR), является одним из мест, где размещена часть экспозиции Национального музея Рима (вместе с Палаццо Массимо, Палаццо Альтемпс и Криптой Бальби).
Восьмиугольный Зал, бывший римский планетарий
В его выставочном пространстве представлены несколько бронзовых и мраморных статуй, обнаруженных при археологических раскопках термального комплекса Траяна, такие как древняя копия «Афродита Книдия» греческого скульптура Праксителя, датируемая серединой II века до н.э., и некоторые другие.
Галерея Мештровича
На горе Марьян, прямо над самым морем скульптор и художник Иван Мештрович открыл галерею. Сам он родился и вырос в Сплите, образование получил в Вене, где и открылись его способности. В 1931 году Иван сам разработал проект классического стиля для виллы, в которой он собирался проживать с семьёй, работать и устраивать выставки. Строили её в несколько этапов, но с 1932 года скульптор уже проживал с родными на вилле. В 1952 году, когда Мештрович уезжал в Америку, то написал завещание, согласно которому подарил виллу Хорватии. В этом же году там открыли музей и галерею. В музейной экспозиции можно ознакомиться с его рисунками, картинами, семейным архивом и фотографиями, которые он сделал в Вене. Интерес представляют два мебельных набора, изготовленных по эскизам Мештровича.
Но особенной ценностью являются скульптуры. Сначала было 70 экспонатов, которые мастер передал в дар при отъезде в США. Постепенно коллекция расширилась до 192 деревянных, бронзовых и мраморных скульптур, одни из них были обменяны, другие воспроизведены по авторским гипсовым моделям. К вилле примыкает замечательный тенистый парк, по всей территории которого установлены большие бронзовые скульптуры Мештровича. Прогуливаясь по парку, можно находить среди деревьев всё новые экспонаты. Это очень впечатляет, скульптуры не просто пылятся среди музейных стен, а, как будто, живут своею жизнью. На самом верху парка находится уютный ресторан, откуда открывается чудесный вид – с одной стороны на море, с другой на музей и галерею. По вечерам в ресторане проходит световое шоу, когда разноцветные прожекторные лучи выхватывают из тёмного ночного парка то одну скульптуру, то другую. Зрелище потрясающее!
Пантеон. Рим
Пантеон занял особое место в римской и мировой архитектуре. Он построен примерно в 118-128 гг. Адрианом на месте старого Пантеона, возведенного консулом Марком Агриппой, но превосходил его по размерам и внешнему облику. Храм был посвящен всем богам и повторял круглую форму старого Пантеона, что, видимо, можно объяс-нить желанием сохранить преемственность традиций. Любопытно, что на портике была сохранена надпись с храма Агриппы. Это одно из величайших сохранившихся зданий времен античности. Он был возведен на Марсовом поле и являлся своеобразным противовесом Колизею. В 609 г. Пантеон был превращен папой Бонифацием в церковь.
Храм состоит из трех частей: купольной ротонды, примыкающего к ней прямоугольного портика и переходной части между портиком и ротондой. Стены в нижней части, видимо, были покрыты мрамором, а в верхней – оштукатурены. Купол покрывала позолоченная черепица.
В интерьере доминирует полусфера грандиозного купола. В высшей его точке находилось отверстие – опайон, через которое проникал свет. В убранстве интерьера Пантеон отражает типично римскую выразительность. Это результат использования бетона, лающего больше свободы в организации внутреннего пространства и позволяющего создавать здания значительных масштабов.
Купол Пантеона превосходит по размерам все подобного рода конструкции не только древности, но и Средних, веков, и Возрождения, вплоть до XIX в. Его диаметр – 141 фут (43 м) – равновелик его высоте, составляющей половину высоты всего здания, соотношение, рекомендованное Витрувием.
Эпоха Северов в Риме
Императоры династии Северов пришли к власти в 193 г. после гражданских войн. Уменьшающаяся сила и влияние Рима и усиление провинций, казалось, только воодушевило их на постройку еще более грандиозных сооружений.
Их главный вклад в архитектуру Рима – обширные комплексы терм. Основные особенности поздних римских терм уже были найдены в термах Траяна и Тита I в. – это осевая симметрия и последовательность расположения помещений. Новым стал размер построек Северов: термы Каракаллы занимали 50 акров (20 га) и вмещали 1600 человек одновременно. Использование бетонных сводов и арочных конструкций позволяло расширять эти огромные пространства без внешних подпорок.
Арка Септимия Севера
Мраморная триумфальная арка была воздвигнута у подножия Капитолия и посвящена победам императора в Месопотамии. Особенностью арки являются внутренние проемы в средних пилонах. Арка Септимия Севера была богато украшена скульптурой. Каждый цилиндрический свод над проходом покрыт кессонами с цветами, окруженными листьями аканта.
Септизоний (203 г.)
Колоссальная декорация, поставленная у южного склона Палатина и заслонявшая субструкции императорского дворца. Он был разрушен в 1588 г. Стену оформляли трехъярусные портики, чередующиеся с экседрами. Цветной мрамор колонн, статуя императора в центре, фонтаны и статуи в экседрах придавали сооружению торжественный вид.
Империя Северов
В огромной империи Северов (193-305) разрабатывались новые архитектурные типы и стили. Римляне принесли свои традиции в провинцию, но они изменились в соответствии с местной строительной практикой. За пределами Рима бетон использовался редко, это ограничивало возможности.
Купол мавзолея Диоклетиана в Сплите, к примеру, был полностью выложен из кирпича, что ограничивало его размеры. В провинции камень продолжал использоваться еще долго после того, как его перестали применять в Риме. Свобода в использовании классических ордеров была характерна и для провинций, что давало возможность создавать новые архитектурные формы.
Храм Вакха. Баальбек (II в.)
Это один из немногих хорошо сохранившихся храмов ансамбля в Баальбеке (ныне Ливан). Храма типично римский, с глубоким портиком и большой целлой на высоком подии. Но его высота скорее эллинистическая.
Богатый интерьер храма Вакха – один из немногих хорошо сохранившихся до нашего времени. Его известняковые стены украшены классическим орнаментом и ордером, поднимающимся во всю высоту здания. Между колоннами – ниши, одни с фронтонным завершением, другие – круглые.
Храм Весты в Баальбеке (III в.)
Четырехколонный портик заслонял круглую целлу, придавая центрическому храму излюбленную римлянами фронтальную осевую ориентацию. Раскреповка подия и антаблемента, который поддерживали коринфские колонны, создавала почти барочную пластичность.
Какие достопримечательности посмотреть в городе за один день
Сплит небольшой городок в Хорватии, а достопримечательности расположены недалеко друг от друга. Главным местом для посещения является дворцовый комплекс Диоклетиана, где собрано множество культурного наследия. Чтобы разбавить историю современностью, рекомендуется к посещению музей-галерея Мештровича с Мадоннами и необычными фигурами.
Вид с колокольни святого Домния
Весь город виден с высоты собора святого Домния, где расположена колокольня. Оттуда попадают во взор и кирпичные дома, и лайнеры, и хорватские леса. Также сюда стоит ехать на один день, если это день фестиваля. К примеру, в преддверии дня святого Домниуса, покровителя ремесленников, на рынок в Сплит привозят самые разные изделия из дерева, камня, и т.д.
Находясь в городе Сплит, стоит посетить острова Хвар или Святого Андрея
Если в распоряжении больше чем один день, следует отправиться на острова Хвар и Святого Андрея, где есть место и пляжным вечеринкам, и спокойным вечерам на набережной с кристально чистой водой. Экзотические растения и животные порадуют и детей, и взрослых. Если город произвел впечатление, а он это сделает с каждым, то нужно потереть палец Гргура Нинского, и вернуться сюда еще раз. Если Вы хотите еще ближе познакомиться с достопримечательностями и культурой этого государства, то стоит непременно посетить хорватский Загреб.
Парк-заповедник Марьян
Городской парк-заповедник – это настоящая гордость жителей Сплита. Здесь любят отдыхать усталые горожане после трудового дня. Когда центральная часть Сплита начинает утомлять шумом и суетой, можно уйти в тенистый парк и прогуляться по многочисленным тропинкам под высокими соснами. От всех городов мира Сплит отличает удачное сочетание промышленной зоны и природной. Только шли по оживлённому городскому кварталу, а спустя минуту уже в глубоком горном лесу.
Если вы прогуливаетесь по заповеднику с детьми, то загляните в маленький зоопарк (всего 20-30 клеток и вольеров). Редких представителей фауны здесь нет, но мишек, тигров, обезьянок, волков и копытных животных посмотреть можно.
Дворец императора Диоклетиана
Со стороны суши дворец выглядел неприступной крепостью. Его гладкие белые стены поднимались на высоту от 18 др 25 м. Эти стены одновременно являлись и внешними стенами самого дворца. Наверху тянулся ряд больших окон, которые освещали галерею для стражи, помещавшуюся в двухметровой толще стены. По углам дворца-крепости располагались четыре мощные четырехгранные башни. Шесть восьмигранных башен защищали въезды во дворец. До нашего времени их сохранилось только три. Главные, Золотые, ворота располагались в центре северной стены. К ним подходила главная дорога, ведущая из Салоны. Высота проезжей части ворот достигала 6,5 м, ширина — 4,17 м. На восточной стороне расположены Серебряные ворота, на западной — Железные. До наших дней они сохранились лучше других. Над въездной аркой уцелел фрагмент рельефа с изображением богини победы Виктории. Территорию дворца строители распланировали в соответствии с римской градостроительной традицией, восходящей к планировке римских военных лагерей. Две главные улицы — «кардо» и «декуманум» — пересекались в центре под прямым углом, образуя четыре квартала. С обеих сторон на всем своем протяжении эти улицы были обрамлены стройными аркадами.
Кид резюме
Каждый год десятки тысяч туристов, включая и самых маленьких путешественников, с удовольствием приезжают в г. Сплит – во Дворец Диоклетиана.
Когда-то он был собственностью легендарного римского правителя, сумевшего восстановить мощь империи после десятилетий междоусобных распрей, а также печально известного гонениями на христиан.
Огромный архитектурный комплекс стал резиденцией императора в те времена, когда тот уже отрекся от власти и ушел на покой. Его наместники не слишком справлялись с обязанностями правителей, поэтому все же попросили Диоклетиана вернуться.
Стареющий август отказался от такого соблазнительного предложения, произнеся свою самую знаменитую фразу: «Если бы вы видели, как хороша капуста, которую я лично вырастил у себя в огороде, то не стали бы приставать ко мне с такими глупостями».
Дворец Диоклетиана был построен на рубеже IV века нашей эры. Почти сразу после смерти императора галереи и залы комплекса стали прибежищем граждан Салоны, пытающихся найти укрытие от наступающих варварских племен. Постепенно, метр за метром, дворец перестраивался, превращаясь в целый город.
В наше время дворец в Сплите вместе с остальной исторической частью города включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Кафедральный собор Святого Домния когда-то был императорским мавзолеем, в котором до сих пор находится гробница Диоклетиана. Среди ценнейших артефактов – полотно «Мадонна и младенец», Евангелие, датированное VI веком, и великолепные парадные двери с изображением сцен из жизни Иисуса Христа.
- Вход во дворец возможен через Золотые, Серебряные, Бронзовые и Железные ворота. Главной дорогой к Золотым воротам могли пользоваться только члены семьи императора и сам Диоклетиан. О Серебряных воротах, которые вели на центральную площадь, сегодня напоминают только руины 8-угольных башен. Бронзовые ворота ведут на городскую набережную и считаются самыми изысканными во всем городе. Железные арочные ворота находятся с западной стороны дворцового комплекса и сохранили свой первозданный вид за исключением статуи Ники, которую заменили крестом.
- Вестибюль впечатляет своими размерами и куполом, который считался самым высоким в мире вплоть до 1960 года.
- Храм Юпитера в западной части Дворца императора Диоклетиана венчает древняя колокольня, работающая и по сей день. Внутри храма находится статуя Иоанна Крестителя и останки архиепископов Ивана II и Лоуренса.
- Центральная площадь с каменной колоннадой (перистиль) в наше время является тем же, чем и парижский Монмартр, нью-йоркский Бродвей или Арбат в Москве. Здесь гуляют местные жители и туристы, под открытым небом проходят различные преставления и театральные постановки, удивляют своими трюками и собственными актерскими и хореографическими изысками уличные артисты, радуют мелодиями музыканты. Вокруг работает много летних кафе и ресторанов с романтичной атмосферой и изысканной кухней. Один из них примечателен отсутствием стульев – гости сидят на мягких подушках прямо на каменных ступенях.
- Через Бронзовые ворота мы попадаем в подземелье, сохранившее свой первоначальный вид. Его устройство полностью дублирует планировку верхних этажей, поскольку предполагалось, что именно в нем будет жить император. Но слишком высокая влажность вынудила Диоклетиана отказаться от этой затеи и поселиться наверху, ближе к солнцу и морскому воздуху. Именно в подземелье снимали несколько серий знаменитого американского сериала «Игра престолов».
Культурное наследие
Вид на Перистиле в 1764 году, гравюра Роберта Адамом . Перистиль центральная площадь дворца, где главный вход в помещение Диоклетиана ( на фото) находится.
В ноябре 1979 года ЮНЕСКО , в соответствии с международной конвенцией о культурном и природном наследии, приняла предложение о том , что исторический город Сплит построен вокруг дворца должны быть включены в реестр мирового культурного наследия .
В ноябре 2006 года городской совет принял решение разрешить более двадцати новых зданий в пределах дворца ( в том числе торгово-гаражный комплекс), хотя дворец был объявлен ЮНЕСКО памятником всемирного наследия. Говорят , что это решение было политически мотивированным и в значительной степени из — за лоббирования со стороны разработчиков местных собственности. После того , как общественность в 2007 году стало известно о проекте, они обратились к решению и выиграл. Нет новые здания, торговый центр или подземный гараж был построен.
World Monuments Fund работает над проектом по сохранению во дворце, включая съемку структурную целостность и очистку и восстановление камня и штукатурку.
Дворец изображен на реверсе в Хорватии 500 кун банкноты, выданном в 1993 году.