Строительство и архитектура Тадж Махала
Остается загадкой, кто построил и был автором проекта Тадж Махала. В те времена труд архитекторов в исламском мире не был в почете, все лавры и слава о величии сооружений доставались заказчику, а потому в летописях в связи с возведением святыни упоминается лишь имя Шах Джахана. По мнению историков, основная идея строения принадлежала знаменитому в то время архитектору Устаду Ахмад Лахаури. Именно стиль этого зодчего отчетливо просматривается в архитектуре мечети.
Стройка началась зимой 1632 года. На строительстве было задействовано 20 000 человек, набранных из подданных императора и привезенных из соседних государств. Честью учувствовать в строительных работах удостаивались лишь самые лучшие мастера, ведь по задумке императора усыпальница любимой жены должна была стать совершенством.
Особенности архитектуры
Самой примечательной особенностью архитектуры этого строения является оптическая иллюзия, она удивляет не только туристов, но и именитых архитекторов. Иллюзия заключается в том, что человек привык, когда он приближается к объекту, объект увеличивается, кода отдаляется, объект, уменьшается. Здесь все наоборот. При приближении к храму, он визуально становится меньше, и чем вы ближе, тем храм меньше. А когда спиной вперед отходишь назад, строение становится все больше, и в итоге практически нависает над человеком.
Строение делится на две части, одна символизирует мирскую жизнь, другая жизнь загробную, непознанную и необъяснимую. Соединяет эти два мира дорожка с прудом, которая берет свое начало от арки мавзолея. Эта дорога перехода между двумя мирами.
Внутри достопримечательности туристов встречает шикарный восьмиугольный зал с роскошными колоннами. Стены усыпаны невероятной красоты драгоценными камнями и самоцветами, которые были собранны по всему миру. Послы правителя приезжали и в Россию за редкими сортами малахита и яшмы. За мраморной ширмой установлены два сияющих саркофага четы Джахан. На самом деле эти гробницы не настоящие, могилы супругов находятся под землей.
Разграбление гробницы
На сегодняшний день известно, что во время гражданского восстания 1857 года, англичанами было захвачено золото, которым были отделаны шпили усыпальницы. Также солдаты вынесли и большую часть драгоценных камней со стен Тадж-Махала. Многие утверждают, что разграбление было намного масштабней. По приданиям исчезли двери, выполненные из резной яшмы, а также бриллианты и персидские ковры.
Сегодня нельзя точно сказать, что было действительно похищено, но после восстания британский вице-король в Индии приложил все усилия на восстановление чуда света, потратив на это массу средств. Чтобы такое не повторилось в годы Второй мировой войны вокруг здания были возведены строительные леса, которые смогли замаскировать чудо света и оно осталось нетронутым.
Оседающий Дворец
Для возведения святыни строителями была сооружена специальная площадка, которая возвышалась на 50 метров над уровнем реки. Сегодня под воздействием природных факторов Тадж-Махал стал оседать. Это вызывает серьезные опасения местных властей, ведь святыня покрывается трещинами и, по мнению многих специалистов, она может попросту разрушиться в скором времени.
Сегодня разрабатываются многочисленные проекты, которые смогли бы остановить разрушение Тадж-Махала, но единого мнения как сохранить святыню, до сих пор нет. Есть и другое мнение, некоторые археологи утверждают, что серьезной опасности для сохранности святыни нет. По результатам их исследований осадку здание дало незначительную и за 70 лет наблюдений, его состояние осталось удовлетворительным.
Музей Тадж Махал
Туристам, приезжающим в Тадж-Махал обязательно нужно посетить небольшой местный музей. Здесь собраны уникальные экспонаты, аналогов которым нет во всем мире
Первое, что привлекает внимание – это портреты самого Шаха Джахана и его жены Мумтаз из слоновой кости. Работы очень древние, но прекрасно сохранились. Также в музее выставлены золотые и серебряные монеты, чертежи и документы
Самым необычным экспонатом считается сервиз тарелок, выполненных из селадона. По легенде, если в них положить отравленную еду, они тут же изменят свой цвет или вовсе разлетятся на мелкие куски. Считается, что из этих тарелок ел Шах Джахан, который серьезно опасался своего отравления
Также в музее выставлены золотые и серебряные монеты, чертежи и документы. Самым необычным экспонатом считается сервиз тарелок, выполненных из селадона. По легенде, если в них положить отравленную еду, они тут же изменят свой цвет или вовсе разлетятся на мелкие куски. Считается, что из этих тарелок ел Шах Джахан, который серьезно опасался своего отравления.
Примечания
- ↑ Hasan, Parween (November 1994), “«Review of Mughal Architecture: Its outline and its history»”, The Journal of Asian Studies Т. 53 (4)
- ↑ Lesley A. DuTemple, «The Taj Mahal», Lerner Publishing Group (March 2003). pg 26: «The Taj Mahal, a spectacular example of Moghul architecture, blends Islamic, Hindu and Persian styles»
- ↑ Тадж-Махал
- ↑ UNESCO advisory body evaluation.
- ↑ Architect of the Taj Mahal — Architect of the Taj Agra — Chief Architect of the Taj Agra India
- ↑ Taj Mahal Architecture — Architecture of Taj Mahal Agra — Design and Layout of Taj Mahal
- ↑ Koch, p. 120.
- ↑ Koch, p. 254.
- ↑ Koch, pp. 201—208.
- ↑ Travel Correspondent New Seven Wonders of the World announced (англ.). The Telegraph (9 июля 2007). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 6 июля 2007.
- ↑ Night Viewing of Taj Mahal, Agra — Archaeological Survey of India
- ↑ DNA — India — Going to the Taj? This is all you can carry — Daily News & Analysis.
Строительство усыпальницы
Возводить Тадж Махал начали в 1632 г. и строительство длилось двадцать один год (при этом усыпальница была закончена на десять лет раньше). Чтобы построить этот уникальный комплекс, в строительных работах было задействовано более 20 тыс. рабочих со всех концов Индии, а также архитекторы, художники, скульпторы с близлежащих стран.
Территория возле города (Агра) размером в 1,2 га была перекопана, после чего, чтобы уменьшить сыпучесть почвы, на ней был заменён грунт. Уровень намеченной для возведения мечети площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега. После этого рабочие выкопали колодцы, заполнили их бутовым камнем, получив, таким образом, фундамент, который к тому же должен был играть роль своеобразной подушки при землетрясениях и не давал бы комплексу разрушиться.
Интересный факт: вместо бамбуковых лесов архитекторы приняли решение использовать леса из кирпича: так было легче работать с тяжёлым мрамором. Каменные леса выглядели настолько внушительно, что архитекторы побаивались, что на то, чтобы их разобрать, потребуется несколько лет. Джахан нашёл выход из положения, объявив, что любой житель Агры может забрать себе нужное количество кирпичей – и строительные леса были разобраны за несколько дней.
Чтобы доставить к мечети строительные материалы, индусы построили пологую наклонную земляную площадку, по которой быки тащили поклажу, находившуюся на специально спроектированных телегах. Доставляли их в город со всех концов Индии (и не только). Самый важный строительный материал – мрамор белого цвета привозили в город из Макраны и Раджастхана, находившиеся на расстоянии 300 км от Агры.
Поднимали мраморные глыбы на нужную высоту с помощью специальных приспособлений. Воду, необходимую для строительных работ, сначала добывали из реки, после чего сливали в водохранилище, откуда она поднималась в специальный резервуар и направлялась по трубах к стройке.
Немного истории
Можно утверждать, что в какой-то степени история создания Тадж-Махала ведёт своё начало с 1612 года. Именно тогда падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан взял в жёны Арджуманд Бано Бегум. В истории эта женщина больше известна как Мумтаз-Махал, что значит «Украшение Дворца». Шах-Джахан очень любил свою жену, он доверял и советовался с ней во всём. Мумтаз-Махал сопровождала правителя в военных походах, присутствовала на всех мероприятиях государственного уровня, а если у неё не получалось посетить какое-либо мероприятие, то его просто откладывали.
История любви и счастливой семейной жизни знатной пары длилась 18 лет. За это время Мумтаз-Махал подарила своему супругу 13 детей, но роды 14-го ребёнка она не смогла пережить.
После смерти супруги Шах-Джахан целый год провёл в затворничестве, постарел и ссутулился за это время. Чтобы отдать последнюю дань любви Мумтаз-Махал, падишах решил возвести дворец-мавзолей, которому не было и не будет равных на Земле.
Факт из истории! В создании комплекса принимали участие в общей сложности свыше 22 000 мастеровых из Империи Великих Моголов, Персии, Средней Азии и Ближнего Востока.
Как известно из истории, Тадж-Махал стали строить в конце 1631 года. Для этого был выбран участок площадью 1,2 гектара, расположенный за пределами Агры, у речки Джамны. Участок полностью перекопали, для снижения инфильтрации заменили грунт, а площадку подняли выше речного берега на 50 метров.
Интересно! Обычно при строительстве в Индии использовали леса из бамбука, а вокруг гробницы возвели кирпичные леса. Поскольку они были слишком масштабными и прочными, руководившие работами мастера переживали, что разбирать их придётся не один год. Но Шах-Джахан приказал объявить, что каждый желающий может взять любое количество кирпичей – в результате буквально за ночь всю вспомогательную постройку разобрали.
Так как строительство осуществлялось этапами, есть разные мнения относительно того, что считать завершением создания Тадж-Махала. Платформа и центральный мавзолей (в том числе и работы внутри строения) были окончены к 1943 году, а работы по созданию всех прочих элементов комплекса длились ещё 10 лет.
Факт из истории! Строительные и отделочные материалы свозились практически со всего мира: белый мрамор – из земель Раджастхана, яшма – из Пенджаба, жад – из Китая, карнеол – из Аравии, хризолит – с побережья Нила, сапфиры – из Цейлона, сердолик – из Багдада, рубины – из королевства Сиам, бирюза – из Тибета.
Шах-Джахан оставил потомкам много архитектурных достопримечательностей, но именно Тадж-Махал остался в истории как непревзойдённый памятник, навсегда увековечивший имена падишаха и его верной спутницы.
В 1666 году Шах-Джахан умер, его похоронили внутри Тадж-Махала, рядом с Мумтаз-Махал.
Но история Тадж-Махала в Индии не закончилась со смертью его создателя.
Не так давно на стенах Тадж-Махала были выявлены трещины. Учёные считают, что их образование напрямую связано с пересыханием речки Джамны, которая протекает рядом. Пересыхание речного русла приводит к тому, что изменяется структура грунта и, как следствие, здание даёт усадку.
Из-за загрязнённого воздуха в этом районе Индии, Тадж-Махал теряет белизну – на фото это тоже видно. И даже расширение зелёной зоны вокруг комплекса и закрытие нескольких наиболее грязных производств Агры не помогают: здание желтеет. Чтобы хоть как-то поддерживать легендарную белизну мраморных стен, их регулярно чистят с помощью белой глины.
Но, несмотря на всё это, великолепный Тадж-Махал (Агра, Индия) неизменно привлекает своим архитектурным совершенством и легендой о настоящей любви.
Интересный факт! Ежегодно эту достопримечательность посещает от 3 000 000 до 5 000 000 туристов, из которых более 200 000 – иностранцы.
Экскурсии по Тадж-Махалу.
Тадж-Махал привлекает большое количество туристов. ЮНЕСКО документально зарегистрировал более 2 миллионов посетителей в 2001 году, в том числе более 200 тысяч из-за рубежа. Стоимость посещения двухуровневая, со значительно более низкой ценой для граждан индии и более высокой для иностранцев. Использовать автомобили с двигателем внутреннего сгорания рядом с комплексом запрещено, и туристы должны добраться до него либо пешком от автостоянки, либо воспользоваться электрическим автобусом.
Режим работы.
Памятник открыт для посетителей с 6 утра до 7 вечера, за исключением пятницы и месяца Рамадан, когда комплекс работает для верующих. Кроме того, комплекс открывается ночью на день полнолуния, за два дня до полнолуния и за два дня после полнолуния. Музей внутри комплекса Тадж-Махал открыт с 10:00 утра до 5:00 вечера, вход свободный.
Каждый год с 18 по 27 февраля в Агре, в том месте, где жили мастера-создатели Тадж Махала, проходит фестиваль Тадж Махотсав. Фестиваль посвящен искусству и ремеслу могольской эры и в целом индийской культуре. На фестивале можно увидеть процессии с участием слонов и верблюдов, шоу барабанщиков и красочность представления.
Стоимость и правила посещения.
Входной билет на территорию комплекса обойдется иностранцу в 750 рупий (435 рублей). Такая высокая стоимость объясняется тем, что она состоит из налога на вход Археологического общества Индии (250 рупий или 145 рублей) и пошлины Департамента по развитию Агры (500 рупий или 290 рублей). Детям до 15 лет вход бесплатный.
Билеты на ночные сеансы посещения культурного памятника стоят 750 рупий для иностранцев и 500 рупий для граждан Индии: они должны быть куплены за 24 часа до посещения в кассе Археологического общества исследования Индии на Mall Road. В стоимость билета входить пол-литровая бутылка воды, бахилы, карта-путеводитель по Агре, проезд на электротранспорте.
При входе в Тадж-Махал посетителям придется пройти процедуру досмотра: рамка, ручной досмотр, вещи просвечивают и в обязательном порядке досматривают вручную. Камеру и другие ненужные вещи необходимо сдать в камеру хранения. Снять мавзолей на видеокамеру можно только издалека. Вблизи только фотографировать. Внутри самого мавзолея фотографировать нельзя, за этим строго следят сотрудники комплекса.
На территорию комплекса запрещено проносить: еду, спички, зажигалки, табачные изделия, спиртные напитки, съестные припасы, ножи, электронные приборы, штативы.
Как добраться.
Город Агра хорошо связан с крупными городами страны и находится на Золотом треугольнике туристической цепи (Дели-Агра-Джайпур). Добраться до г. Агра можно несколькими способами.
1. Самолетом из Дели 2. Железной дорогой из любого крупного города 3. На автомобиле Расстояние до крупных городов:
Бхаратпур (Bharatpur) — 57 км, Дели (Delhi) — 204 км, Джайпур (Jaipur) — 232 км, Кхаджурахо (Khajuraho) — 400 км, Лакхнау (Lucknow) — 369 км
Полезные советы
Лучшее время года для посещения Тадж Махала: с ноября по февраль. В другое время здесь обычно или слишком жарко, или слишком сыро.
Свойства камня, из которого построен Тадж Махал, таковы, что он меняет свой цвет в зависимости от угла падающего на него света. Таким образом, имеет смысл приехать сюда на рассвете и, проведя целый день, уехать на закате, чтобы вобрать в себя все многообразие красок. Чтобы увидеть шедевр в божественных золотистых оттенках, Вы можете заранее вечером приехать в один из отелей, расположенных неподалеку от Южных ворот (район Тадж Ганж) Тадж Махала и рано утром с открытием комплекса прийти сюда. В шестом часу утра у Вас есть шанс увидеть Тадж Махал в безмолвном одиночестве и во всем величии: днем территорию комплекса заполняют толпы туристов.
Сам город – Агра – довольно грязный и неприветливый, поэтому не стоит тратить много времени на поездку сюда. Одного дня вполне достаточно, чтобы прикоснуться к прекрасному и познать «легенду из камня».
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter, чтобы сообщить нам.
Спасение Тадж Махала
- В конце 19 века во время гражданского восстания в Индии комплекс разграбили. Английские колонисты вырубали драгоценные материалы из стен здания, растаскивали золотые и серебряные детали зданий. Лорд Джордж Натаниэл Керзон, будучи вице-королём Индии, задумал масштабную реконструкцию для восстановления великолепия мечети. В 1908 году работы были завершены. Сад переделали под британский ландшафтный стиль. На месте украденных серебряных ворот поставили медные. Золото заменили на бронзу.
- Во время войн в 1942, 1965, 1971 годов правительство маскировало Тадж Махал строительными лесами. Благодаря этому здание сохранилось.
- Недавно в стенах Тадж Махала обнаружены трещины. Специалисты связывают это с обмелением реки Ямуны. Это ведёт к изменению структуры почвы. Есть мнение, что мавзолей проседает и может со временем разрушиться.
- Мрамор начал терять свою легендарную белизну. Объясняют это загрязнением воздуха. Поэтому в городе Агора, где расположен комплекс, закрыли многие производства, но не все, а к самому памятнику можно подъехать только на электрическом транспорте или подойти пешком.
- Мрамор приходится регулярно чистить специальной глиной, чтобы поддерживать его белизну.
- Из-за загрязнения Ямуны сильно увеличилась популяция насекомых, которые оставляют на белом мраморе свои зелёно-черные экскременты. Для этого надо прекратить сброс в реку из 52 труб, чтобы естественным образом решить вопрос.
- South China Morning Post сообщила, что власти Индии собираются ограничить доступ к памятнику в целях его сохранности.
Ещё несколько интересных фактов о Тадж Махале в видео
Мавзолей-мечеть Тадж-Махал – это признанный шедевр всемирного наследия и одно из семи Новых чудес света, что находится в городе Агра близ реки Джамна в Индии. Мечеть была возведена в XVII веке по приказу Шах-Джахана – падишаха Империи Великих Моголов, который посвятил строительство Тадж-Махала своей жене Мумтаз-Махал (позже здесь был похоронен и сам индийский шах).
История создания мавзолея Тадж-Махал в Индии
Создание Тадж-Махала связано с легендой о любви падишаха Шах-Джахан и девушки Мумтаз-Махал, которая торговала на местном рынке. Индийский правитель был так очарован ее красотой, что вскоре они поженились. В счастливом браке родилось 14 детей, но во время родов последнего ребенка Мумтаз-Махал умерла. Шах-Джахан был подавлен смертью любимой жены и в память о ней велел построить мавзолей, красивее которого нет нигде.
Возведение храма Тадж-Махал началось в 1632 году и завершилось в 1653 году. К строительству были привлечены около 20 тысяч мастеров и рабочих со всех концов империи. Над мечетью работала группа архитекторов, но основная идея принадлежит Устад Ахмад Лахаури, также есть версия, что главным автором проекта является персидский архитектор Устад Иса (Иса Мухаммад Эффенди).
Строительство гробницы и платформы заняло примерно 12 лет. За последующие десять лет были возведены минареты, мечеть, джаваб и Большие ворота.
Гробницы падишаха Шах-Джахана и его жены Мумтаз-Махал
Строительство и архитектура Тадж-Махала
Внутри Тадж-Махал можно увидеть 2 гробницы – Шаха-Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Высота этого 5-купольного сооружения достигает 74 м, имея на каждом углу по одному 41-метровому минарету.
Интересен факт, что все минареты специально отклонены в обратную сторону от мавзолея, чтобы в случае разрушения не повредить его. Стены Тадж-Махала выложены из полупрозрачного мрамора, который добывали на расстоянии 600 км от строительной площадки.
При этом на стенах можно увидеть инкрустацию из десятков самоцветов, включая агат и малахит
Важно отметить, что в разное время суток мрамор изменяет свой цвет: на заре – розовый, днем – белый, а при лунном освещении – серебристый
Для доставки мрамора и других стройматериалов использовался 15-километровый пандус из укатанного грунта. По нему 30 быков тащили по одному блоку, возложенному на специальную повозку. Когда блок доставлялся на стройку он поднимался на нужный уровень с помощью уникальных механизмов.
Само собой разумеется, что для строительства такого масштабного сооружения требовалось много воды. Для обеспечения полноценного водоснабжения, архитекторы использовали речную воду, которая доставлялась на строительную площадку посредством канатно-ведерной системы.
На возведение гробницы и платформы ушло около 12 лет. Остальные части Тадж-Махала, среди которых минареты, мечеть, джаваб и Большие ворота, строились в четкой последовательности еще 10 лет.
Строительные материалы доставлялись с разных регионов Азии. Для этого было задействовано свыше 1000 слонов. В общей сложности, для инкрустации белого мрамора были использованы 28 видов самоцветов, которые везли из соседних государств.
Кроме десятков тысяч рабочих, за художественный облик Тадж-Махала отвечали 37 человек, каждый из которых был мастером своего дела. В результате, строителям удалось построить невероятно красивое и величественное здание.
Общая территория всего комплекса Тадж-Махал, вместе с другими постройками, имела прямоугольную форму 600 х 300 метров. Прекрасно отполированные беломраморные стены мавзолея, украшенные самоцветами, отражали как солнечный, так и лунный свет.
Напротив сооружения находится крупный мраморный бассейн, в водах которого видно отражение Тадж-Махала. Во внутреннем зале в 8-гранной погребальной камере располагаются гробницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана.
Усыпальницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана
Ислам запрещает тщательно украшать места захоронения. Поэтому тела супругов были помещены в относительно простой склеп под внутренним помещением.
В проектировании комплекса скрывается множество символов. К примеру, на воротах, ведущих в парк, окружающих мавзолей, высечены стихи из 89-й суры Корана: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!».
В западной части усыпальницы можно увидеть мечеть, параллельно которой располагается гостевой дом (джаваб). Весь комплекс Тадж-Махал имеет осевую симметрию, за исключением гробницы Шах-Джахана, которая была возведена уже после его кончины.
На территории комплекса находится сад с фонтанами и продолговатый бассейн площадью в 300 м². В южной стороне размещен закрытый двор с 4 воротами, где построены мавзолеи еще 2-х жен падишаха – Акбарабади и Фатехпури.
Тадж Махал — история самой главной достопримечательности Индии
Если изучить историю Тадж Махала, можно очень сильно удивиться. В его основе лежит любовь. Король Великих Моголов встретил на рынке самую обычную девушку, которая одним своим взглядом покорила его сердце.
Она полюбила Шах-Джахан и стала его любимой супругой Мумтаз. Среди всего гарема красавиц со всего мира именно ей он старался уделить как можно больше своего тепла и ласки. В счастливом браке у них родилось четырнадцать детей.
Король Великих монголов потерял свою любимую во время очередных родов. Вместе с собой она унесла и его желание жить. Время для него остановилось, а все краски мира просто исчезли.
Два года длился официальный траур, не один раз могущественный правитель думал о том, чтобы покончить с собственной жизнью.
И тогда ему в голову пришла идея возвести прекрасный мавзолей, в котором и покоилась бы его любовь. Когда и сам он ушел из жизни, то, наконец, обрел свое счастье рядом с ней.
Король сдержал свое слово и в этом дворце он воплотил всю красоту своей любимой Мумтаз.
Божественный рай на земле
Краткое описание храма не передаёт всей красоты объекта изнутри и снаружи. Чтобы оценить его неповторимость, этой информации недостаточно. Лучше посетить дворец в составе экскурсии или самостоятельно. Местонахождение дворца приходится на север Индии.
Впечатление о величественном великолепии и необычайной симметрии комплекса усиливают вход через площадь, на которой в 16 веке размещались многочисленные магазины, и проход через богато украшенные ворота из красного песчаника. Отсюда открывается Тадж-Махал. Он расположен в конце длинного водного канала, красуясь на специальном постаменте. Построенный в форме прямоугольника, комплекс простирается на 580 м по направлению с севера на юг и на 305 м с востока на запад.
Мраморная конструкция увенчана выпуклым куполом и окружена четырьмя высокими минаретами одинаковой высоты. Однако они в исламской архитектуре обычно указывают на мечеть, где муэдзин призывает верующих к молитве. Здесь же они не несут функциональной роли, а ограничиваются декоративной.
Внутренний план сооружения отражает концепцию Хашт-Бихишт (восемь уровней), ссылаясь на восемь уровней рая. Архитектурный дизайн строения состоит из восьми коридоров и смежных помещений, соединенных с главным склепом по крестообразному плану.
В середине основного помещения находится украшенный декоративными элементами кенотаф (символическая гробница) Мумтазы Махал, расположенный на декоративном подиуме. Кенотаф правителя (чуть больше) помещен рядом с его женой спустя три десятилетия после его смерти. Это единственный асимметрично расположенный элемент во всем мавзолее. Оба закрыты восьмиугольником из искусно вырезанных белых мраморных досок. Это так называемое мраморное кружево внутри Тадж-Махала — настоящее чудо от индийских мастеров. Гробы с останками супругов находятся на нижнем уровне.
Великолепие белого мавзолея усилено декоративными элементами, в том числе стихами из Корана, вырезанными на стенах здания, и красивыми арабесками из полудрагоценных камней. Использованы:
- коралл;
- оникс;
- сердолик;
- аметист;
- лазурит.
Доминирующий декоративный мотив — цветочный. Некоторые архитектурные особенности объекта относятся к далеким традициям ислама, но многие из них подчеркивают элементы, характерные для культуры региона. Это особенно заметно при осмотре индуистского чхатриса (павильона, украшенного куполами) в форме зонтика.
Как и большинство зданий, возведенных в эпоху Великих Моголов, фасад мавзолея был построен с использованием красного камня. Этот материал также использовался для строительства инженерных сооружений (например, военных зданий или фортов), а белый мрамор применялся в интерьерах или могилах святых, в случае Тадж-Махала эта тенденция также видна.
Вся основная структура здания состоит из белого мрамора, а два соседних здания сделаны из красного песчаника. Такой выбор материалов и цветов (белого и красного) позволяет заприметить ссылки на правила, установленные в древних индуистских текстах — белый символизирует чистоту и высшую касту духовенства (брахманов), а красный — низшую касту воинов.
Вид изнутри
Внутри Тадж Махал (город Агра) выглядит не менее примечательно, чем снаружи. Вход в мавзолей украшает галерея с изящными колоннами. Зал внутри усыпальницы представляет восьмиугольник, в который можно попасть с любой стороны усыпальницы (сейчас это можно сделать лишь со стороны парка). Внутри зала за мраморной ширмой расположено два саркофага, изготовленные из белого мрамора, в действительности, являющие собой ложные гробницы, поскольку сами могилы находятся под полом.
На крышке саркофага жены правителя выбиты восхваляющие её надписи. Единственным асимметричным элементом во всём комплексе является саркофаг Джахана, который был установлен уже после его смерти: гроб правителя немного больше гроба жены. Высота стен внутри здания составляет 25 м, а украшенный солнцем потолок сделан в виде внутреннего купола.
Всё пространство внутри зала разделяется восемью арками, над которым можно прочитать цитаты из Корана. Четыре средние арки образовывают балконы с окнами, через которые в зал поступает свет (кроме этих окон солнечные лучи попадают в помещение через специальные отверстия в крыше). На второй этаж мавзолея можно подняться по одной из двух боковых лестниц. Стены внутри усыпальницы повсюду украшены мозаиками из самоцветов, которые образуют различные символы, растения, цветы, буквы.
Мифы и легенды
Любовь с первого взгляда
Принц прогуливался по базару Агры, своей столицы, когда увидел 19-летнюю девушку. Любовь к красавице с первого взгляда покорила сердце юноши. Мумтаз-Махал была столь же мудра, сколь красива.
Портреты Мумтаз и Шах-Джахана
Будучи его главной женой, она сопровождала мужа во всех военных походах, поддерживала его и давала советы. За 17 лет счастливой жизни у них родилось 14 детей. Последние роды проходили в полевых условиях и 38-летняя женщина умерла. Спустя 6 месяцев, вернувшись в Агру, падишах принял решение о строительстве мавзолея, чтобы выполнить последнее желание любимой.
В придворных летописях говорится о том, что Арджуман Бану Бегум была племянницей любимой жены отца принца Хуррама, будущего императора. В возрасте 14 лет их с принцем обручили. По рекомендации придворных астрологов свадьба состоялась через 5 лет.
Арджуман стала третьей женой. Впоследствии Шах-Джахан взял ещё двух жён, но любимой оставалась Мумтаз. Историю отношений между ними записывали придворные летописцы, за чем лично следил падишах.
Чёрный Тадж Махал или потерянная мечта императора Моголов
Главное здание мавзолея расположено вдоль берега реки. Для завершения симметрии ансамбля на другом берегу реки должен был стоять такой же мавзолей из черного мрамора для Шаха Джахана. Однако этот замысел не осуществился.
Куски чёрного мрамора, лежащие на противоположном берегу, вполне соответствовали этой гипотезе. Но в 90 годах ХХ столетия археологи обнаружили, что на самом деле куски «чёрного» мрамора являются почерневшим белым мрамором.
Cлухи о строительстве чёрного Тадж Махала стали распространяться после записок Жана-Батиста Тавернье. Европейский торговец индийскими бриллиантами ездил туда 4 или 5 раз. В конце жизни он занялся написанием мемуаров, в которых есть впечатления о путешествии в Агру в 1665 году. В них Тавернье упоминает о Чёрном Тадж Махале на противоположном берегу реки. Но эта версия требует проверки.
Когда в 2006 году закончили реконструкцию Лунного сада (парка Агры на противоположном берегу Ямуны), то обнаружилось, что самый красивый вид на Тадж открывается отсюда. А Чёрным Тадж Махалом можно назвать полное отражение первого на поверхности реки. В статье о Чёрном Тадж Махале интересные факты говорят, почему его объявили мифом.
Жестокость и щедрость падишаха
Вместо лёгких строительных лесов для работ вокруг комплекса были сооружены капитальные леса из кирпича. Для их полного снятия требовались многие месяцы. Говорят, чтобы ускорить процесс, падишах объявил, что кирпичи каждый может забрать домой в неограниченном количестве. А так как кирпич по тем временам был ценным строительным материалом, потребовался всего один день для разбора лесов.
Согласно другой легенде, правитель был настолько поражён величием и совершенством усыпальницы, что приказал отрубить руки главному архитектору, чтобы тот не смог повторить свой шедевр.
Архитектурные особенности Тадж–Махала
Дворец в Индии Тадж-Махал — это целый комплекс сооружений. Вот основные из них:
- сам мавзолей (пятикупольный храм, самый большой купол напоминает бутон цветка; высота всего сооружения 74 м);
- четыре минарета (их спроектировали и установили под небольшим наклоном от усыпальницы, чтобы в случае падения они ее не задели);
- два одинаковых строения из песчаника;
- сад (а в нем фонтаны и бассейн);
- огромные ворота (по мусульманским верованиям, они словно ведут из царства чувств в царство духа, символизируют врата в рай; сразу за воротами открывается вид на мавзолей, который отражается в воде бассейна; изначально двери были серебряными, позже их заменили медными).
В мавзолей ведет лестница. Поскольку Тадж Махал в Индии – это и своего рода мечеть, у входа принято разуваться. Строение облицовано мрамором. Он полупрозрачный и полированный. Доставлять мрамор пришлось за 300 км. Он удивительно отражает свет – утром выглядит розовым, днем – белым, а ночью – серебристым.
На окнах и на арках ажурные решетки, в переходах черным мрамором выбиты суры из корана. Стены покрыты позолотой, мраморной мозаикой и орнаментом. На него пошло 1,5 тысячи тонн алмазов, жемчугов, агата, сердолика, малахита и бирюзы. В центре мавзолея мраморные ширмы, а за ними – гробницы. На них всегда живые цветы. Но эти гробницы ложные, пустые. Тела Шаха и его жены находятся под зданием, в склепе.
Храм Тадж-Махал в Индии возводили 22 года. Для этого понадобился труд 20 тысяч строителей. Работу над храмом вели лучшие мастера – скульпторы из Бухары, сирийские каллиграфы, ювелиры из Южной Индии.
Позже храм был разграблен, многие драгоценные камни исчезли.
Очень красив и парк вокруг мавзолея. Дорожки выложены мрамором. Бассейн, который находится перед главным входом, обсажен кипарисами. В этих краях их принято считать деревьями скорби.
На входе в сад стоит мечеть из красного песчаника. У нее одиннадцать куполов и два минарета.
Весь комплекс стоит на берегу реки Джамуны. Мавзолей отражается в водной ряби. Изображение нечеткое, это навевает мысли о неземной природе Тадж-Махала. Утром на рассвете над рекой поднимается туман и дворец словно парит в облаках.