Куда поехать из Мюнхена на один день: Зальцбург (Salzburg)
От Мюнхена недалеко до австрийской границы. В этой европейской стране есть невероятно живописный город Зальцбург, окруженный альпийскими снежными вершинами, замками и романтическими окрестностями. В этом городе родился великий композитор Моцарт, и здесь многое напоминает о его жизни. Красивый Старый горд с его извилистыми улочками вдохновили Моцарта на создание «Звуков музыки».
Обязательно нужно посетить Зальцбургский собор и аббатство Святого Петра.
Как далеко находится Зальцбург от Мюнхена
Расстояние от центра Мюнхена до города Зальцбург составляет приблизительно 150 километров, если передвигаться на автомобиле.
Фото: Theo Crazzolara / flickr (CC BY 2.0)
Фото: AndreasS4 / pixabay (Pixabay License)
Фото: (CC BY-SA 3.0 de)
Рассказы, советы и маршруты туристов
Отдых в Мюнхене зимой выбирают многие. Чтобы понять, что посмотреть здесь в это время года, стоит почитать рассказы туристов. Вы поймете, чего ожидать от рождественских ярмарок и куда еще можно сходить в этот период. Смотровые площадки, пивные рестораны, Старый город — все самые интересные места указаны в рассказах, в которых туристы делятся своими личными замечаниями, впечатлениями и советами. Из рассказов также можно узнать, поездку в какие города обычно путешественники совмещают с посещением Мюнхена.
Материалы туристов об отдыхе в Мюнхене зимой:
- Мария Пенина — Праздничный обзор Мюнхена и Зальцбурга
- Катюша Тайчер — Глинтвейн на Рождество из Мюнхена
- Наталья — Берлин, Мюнхен и Нойшванштайн на Рождество
- Сергей Тухбеев — Путешествие в Европу. Мюнхен
Все отзывы путешественников о поездках в Мюнхен на Туристер. Ру
Каток Фото: hardsign
Сикстинская капелла
Ни одно посещение музеев Ватикана не будет полным без осмотра Сикстинской капеллы.
Бывает, что это единственная причина, по которой люди приходят в музеи Ватикана. И так как Сикстинская капелла завершает осмотр, вы не пропустите её.
Поскольку внутри Сикстинской капеллы строжайше запрещены разговоры, то гиды перед входом в зал, подробнейшим образом описывают здесь всё то, что туристам предстоит увидеть, рассказывая обо всех персонажах фресок.
Если вы посещаете Сикстинскую капеллу самостоятельно, без гида, вот на что в первую очередь, вам надо обратить внимание:
9. Фреска Микеланджело «Сотворение Адама»
Микеланджело «Сотворение Адама», 1508-1512
Я думаю, что самая известная часть Сикстинской капеллы – это серия картин Микеланджело на потолке. Эти фрески изображают 9 сцен из «Книги Бытия». И самая известная фреска из этой серии, и одна из самых знаковых картин в мире, это «Сотворение Адама».
Рекомендую также осмотреть и остальные композиции на потолке, потому что они не менее прекрасны.
10. Фреска Микеланджело «Страшный Суд»
Звездой композиции потолка Сикстинской капеллы, расписанного Микеланджело, бесспорно, является картина «Сотворение Адама». Это вершина творчества великого мастера.
Но не торопитесь покидать самый известный зал Сикстинской капеллы – насладитесь осмотром ещё одного великого творения Микеланджело – фреской «Страшный суд».
Эта картина была сделана позже, между 1535 и 1541 годами. К этому времени Микеланджело было уже за шестьдесят. Он думал, что покончил с живописью, считая себя прежде всего скульптором. Но новый Папа Павел III убедил Микеланджело вернуться и заказал грандиозное полотно – фреску «Страшный суд». Он также поручил художнику закончить оформление Собора Святого Петра.
На картине изображено второе пришествие Христа в День Апокалипсиса
Обратите внимание на положение Иисуса в центре, он не стоит и не сидит, он парит в движении. В левом нижнем углу находятся души, выбранные для прохода на небеса, а в правом нижнем углу – проклятые души, которые Харон перевозит в ад по реке Стикс
С возрастом Микеланджело стал более набожным, но в душе его всё равно велась борьба между христианским видением мира и язычеством. Поэтому картина оставляет после себя более гнетущее ощущение, чем его фрески на потолке.
Посмотрите внимательнее на содранную кожу святого Варфоломея, который расположен на картине чуть ниже Иисуса и справа от нас, и вы увидите на ней лицо Микеланджело, его автопортрет. Это был его своеобразный способ искупления.
Эта картина для меня – один из шедевров Музеев Ватикана. Её должен увидеть каждый, кто посещает их. Она показывает своеобразную трансформацию искусства Микеланджело: от ясного и светлого к драматическому и экспрессивному.
Пол Сикстинской капеллы
Осматривать в Сикстинской капелле нужно не только стены и потолок
Обратите внимание на красивый пол. Узор на нём выполнен в стиле косматеско, названный так в честь семьи Космати, которая создала этот стиль и украсила им церкви по всей Италии, и особенно в Риме, в 12-м и 13-м веках
Здесь я рассказал про основные особенности капеллы. Если вы хотите узнать о ней подробнее, то переходите на полную статью про Сикстинскую капеллу.
На этом обычно экскурсия по музеям Ватикана заканчивается и посетитель либо выходит на улицу, либо проходит внутрь собора Святого Петра.
Немного общей информации о городе
Первое упоминание о Мюнхене датируется началом XII века. Это столица самой большой в Германии земли – Баварии. Мюнхен является крупным финансовым, промышленным и культурным центром страны, а по популярности у туристов уступает только Берлину. Этот город, пожалуй, самый гостеприимный и уютный во всей Германии. Можно спросить у местных жителей, куда сходить в Мюнхене – они с радостью поделятся своими советами и даже могут рассказать много интересного.
Основание города приписывается герцогу Генриху Льву. Считается, что именно он в 1158 г. создал на месте современного Мюнхена небольшое поселение. Город переживал периоды процветания и угасания. Особенно тяжело пришлось его жителям в первой половине XVII века, когда началась Тридцатилетняя война и пошла эпидемия чумы. Из-за этих событий население Мюнхена уменьшилось на треть. Потом была оккупация австрийскими войсками, Первая и Вторая мировые войны, из-за которых город также получил значительные разрушения.
Несмотря на сложную историю, пронизанную болью и кровавыми слезами, Мюнхен нашел в себе силы дальше расти и процветать, и даже гордо носить звание одного из самых дружелюбных городов в мире.
Коллекция произведений искусства Новой пинакотеки
До 1909 года коллекция галереи пополнялась работами только немецких художников согласно предпочтениям короля-основателя Людвига I. В этом же году, благодаря настойчивости Генерального директора Баварского государственного собрания картин Гуго фон Чуди (Hugo von Tschudi), было куплено много интересных работ художников-импрессионистов Франции. Таким образом, фонду музея стала принадлежать значительная коллекция полотен современности.
Однако в 1938 году из коллекции Новой пинакотеки были изъяты для выставки «позорного» искусства картины западноевропейских художников-импрессионистов, которых в то время не жаловали. Среди изъятой известной работы был знаменитый «Автопортрет» Ван Гога, который был продан и никогда больше не вернулся в стены Новой пинакотеки.
Для удобства посетителей экспозиция музея разделена на школы, периоды, страны. Здесь постоянно представлены более 550 произведений искусства.
В коллекцию живописи Новой пинакотеки второй половины XVIII-начала XIX века входят работы таких известных мастеров:
- почти все значимые художники Англии: Уильям Хогарт, Джошуа Рейнольдс, Томас Лоуренс, Джордж Ромни, Дэйвид Уилки, Джон Констебл, Уильям Тёрнер («Ostende», 1844) и другие;
- испанского художника и гравера Франсиско Гойя («Загородная прогулка», 1776, «Ощипанная индейка», ок. 1810), французского живописца и педагога Жака Луи Давида («Портрет Анны Марии Луизы Телюссон де Сорси», 1790), немецких художников швейцарского происхождения Ангелики Кауфманн («Автопортрет», 1784), Антона Графа («Генрих XIII», 1775), швейцарского живописца Иоганна Генриха Фюсли («Сатана и смерть, разделённые грехом», 1792-1802), немецкого художника и мастера портрета Иоганна Фридриха Августа Тишбейна («Николя Шатлен в саду», 1791);
- немецких классиков Якоба Филиппа Гаккерта, Йозефа Антона Коха, Людвига Рихтера, Фридриха Овербека («Italia und Germania», 1828), Фридриха Вильгельма фон Шадова, Генриха Мария фон Гесса и Петера фон Корнелиуса;
- немецких романтиков Каспара Давида Фридриха («Riesengebirgslandschaft mit aufsteigendem Nebel», 1819/20), Иоганна Христиана Даля, Карла Фридриха Шинкеля, Карла Блехена и др.;
- художников в стиле бидермейер (ответвление романтизма, пришедшего на смену ампиру; характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей) – Доменико Квальо, Франца Ксавьера Винтерхальтера, Фердинанда Георга Вальдмюллера, Морица фон Швинда и Карла Шпицвега («Бедный поэт», 1839);
- французских реалистов и романтиков Теодора Жерико, Эжен Делакруа, Жана-Франсуа Милле, Онорэ Домье («Мелодрама», 1856-1860), Гюстава Курбе и других;
- немецких реалистов Вильгельма Лейбля, Франца фон Ленбаха, Августа Зейделя и Адольфа фон Менцеля («Wohnzimmer mit Menzels Schwester», 1847), импрессионистов Макса Либермана, Ловиса Коринта, Фрица фон Уде, Марии Слафона и Макса Слефогт;
- ценным достоянием галереи являются работы французских художников-импрессионистов Клода Моне («Мост через Сену в Аржантёе», 1874), Эдуарда Мане («Завтрак в ателье», 1868), Пьера-Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Эдгара Дега («Die Büglerin», 1869), Альфреда Сислея и постимпрессионистов Поля Гогена («Пейзаж Мартиники», 1887), Поля Сезанна («Stillleben mit Kommode», 1883-1887), Винсента Ван Гога («Подсолнухи», 1888, картина приобретена в 1912 году от анонимного дарителя в рамках «пожертвований Гуго фон Чуди»), Жоржа Пьера Сера, Анри де Тулуз-Лотрека.
Фонд живописи XX века составляют работы таких известных мастеров, как основоположник австрийского модерна Густав Климт, бельгийский художник и график Джеймс Энсор, французы Морис Дени, Эдуар Вюйар, Пьер Боннар, швейцарский художник Фердинанд Ходлер, немецкий скульптор и живописец Франц фон Штука, норвежский живописец и график Эдвард Мунк.
В Новой пинакотеке помимо художественных полотен вы можете увидеть скульптурную экспозицию XIX и начала XX веков, которая представлена работами Бертеля Торвальдсена («Адонис», 1802-1832), Антонио Кановы («Статуя Париса», 1807-1816), Рудольфа Шадова, Огюста Родена, Макса Клингера, Аристида Майоля и Пабло Пикассо.
На сегодняшний день Новая пинакотека продолжает пополняться коллекциями, присутствуют даже пожертвования и помощь истинных ценителей искусства.
Какие залы включает пинакотека Ватикана
Лицам, планирующим как следует ознакомиться с коллекцией пинакотеки, лучше потратить на прогулки по объекту целый день. Разумеется, далеко не всегда есть шанс уделить отдельному сокровищу Ватикана столько внимания, сколько хотелось бы, но число красот в государстве так велико, что осмотр всего и сразу невозможен.
Пинакотека Ватикана заслуживает экскурсии длительностью как минимум несколько часов.
1 зал в пинакотеке Ватикана
Здесь выставлены работы XII—XV столетий. Гости пинакотеки смогут оценить идеи школ живописи Италии, основанных в Средневековье. Особую ценность представляют труды Джованни и Николо.
2 зал
Полотна XIII–XV веков демонстрируют, на чем основывалось видение мира художников раннего Возрождения. Любопытным опытом для отдыхающих в Ватикане станут композиции, включающие сразу 3 картины. Бернардо Дадди, Пьетро Лоренцетти и прочие художники обеспечивают популярность второму залу пинакотеки.
3 зал
Помещение акцентирует внимание на флорентийской живописи эпохи Ренессанса. Третий зал пинакотеки Ватикана позволит узнать, каким образом Фра Беато Анжелико удалось вписать свое имя в историю
Здесь также хранится:
- «Мадонна» от Беноццо Гоццоли
- полотно Филиппо Липпи
4 зал
Посвящен фреске «Сикст IV основывает библиотеку Ватикана» и включает фрагменты мозаики апсиды из церкви Санти-Апостоли. Не стоит забывать, что пинакотека ставит главной целью показать синтез искусства и религии.
Позволит узнать особенности полотен XV века.
ЗАКАЗАТЬ ТАКСИ
6 зал
Продолжение экскурса в пятнадцатое столетие. На сей раз темой являются полиптихи – полотна из нескольких секций, которые объединяются одной идеей. В пинакотеке на территории Ватикана для них предусмотрен отдельный зал, поскольку чаще всего такие произведения создавались по заказу церкви.
7 зал
Рассказ о живописи XV–XVI веков. Здесь можно осмотреть 3 творения Пьетро Перуджино. В пределах седьмого зала пинакотеки есть работа итальянского живописца Пинтуриккьо под названием «Коронование Марии».
8 зал
Главная тема – развитие изобразительного искусства в XVI столетии, вклад в него, внесенный Рафаэлем Санти.
В пинакотеке Ватикана доступны такие шедевры, как:
- «Преображение»
- «Мадонна с младенцем и святыми», пр.
9 зал в пинакотеке Ватикана посвящен таланту да Винчи
Здесь внимание уделено таланту Леонардо да Винчи. К примеру, есть полотно «Св
Иероним», работа над которым так и не была завершена. В девятом зале пинакотеки хранятся труды мастеров венецианской и прочих школ живописи XV–XVI столетий.
10 зал
Гости Ватикана смогут узнать черты школы Рафаэля и венецианского направления, раскрытого на примерах от прославленных художников.
11 зал
Изучение живописи второй половины XVI века. Прибывшие в этот зал пинакотеки оценивают творчество Джорджо Вазари и Федерико Бароччи.
12 зал
Посвящен барокко, ставшему главным направлением в семнадцатом веке. В музее Ватикана хранится полотно французского творца Никола Пуссена, представлены труды Караваджо и живописца болонской школы Гвидо Рени.
12 зал Пинакотеки
13 зал
При посещении тринадцатого зала пинакотеки Ватикана есть возможность ознакомиться со взглядами на искусство, которых придерживались Хосе де Рибера, Пьетро да Кортона.
14 зал
В четырнадцатом зале пинакотека предстает без художников Италии. Главную роль здесь отвели фламандским и нидерландским творцам – живопись за авторством Куртуа, Пуссена, а также Бартоломе Эстебана Мурильо.
Здесь пинакотека Ватикана демонстрирует прелесть искусства XVIII столетия. Зал посвящен технике создания портретов. Разумеется, расположение объекта в Ватикане накладывает определенный отпечаток – выставлены изображения понтификов.
16 зал
Помещение пинакотеки, где хранят свидетельства развития искусства в XIX веке. Вниманию предлагаются труды Петера Венцеля, судьба которого связана с Римом и Ватиканом.
17 зал
Лоренцо Бернини за свою выдающуюся карьеру создал немало достойных внимания объектов, украсив и территорию Ватикана. В семнадцатом зале пинакотеки хранятся придуманные им скульптуры ангелов.
18 зал — последний в пинакотеке Ватикана
Здесь можно увидеть иконы, вывезенные в Ватикан из Византии, а также, пусть и поверхностно, разобраться в искусстве создания мозаики.
Что посмотреть в Мюнхене за 1 день?
Когда время еще остается, вышеописанный маршрут можно продолжить дальше. Здесь все зависит от личных предпочтений – остаться в центре, или же переместиться в другой район, если хочется посмотреть на другие достопримечательности. В центральной части города, неподалеку от главной площади, останется осмотреть старейший рынок, площадь Мариенхоф, Старую, Новую и Современную пинакотеки, и Английский сад. Все 3 пинакотеки осмотреть за 1 день не удастся – слишком мало времени. Но можно выбрать одну из них, которая больше по душе.
Стоит отметить, что посмотреть достопримечательности Мюнхена в другом районе города за 1 день тоже можно. Только нужно будет покинуть исторический район. Но оно того стоит. В 5 км от центра города располагается дворец Нимфенбург, о котором было рассказано в самом начале. В 2 км от королевской резиденции располагается Олимпийский парк – наследие 20-х Летних Олимпийский игр. Территорию огромная, но очень интересная и красивая. Прямо рядом с Олимпийским парком располагается штаб-квартира концерна BMW и музей легендарного автозавода. И на этой прекрасной ноте однодневное путешествие по Мюнхену завершается.
Где остановиться в Мюнхене
Основная масса туристического жилья находится в Старом городе Мюнхена — там, где сосредоточены популярные достопримечательности — соборы Святого Павла и Михаила, Мариенплац, Фрауэнкирхе. Нередко выбирается соседний с ним район Центрального вокзала: цены более лояльные, а расстояние до центра более чем доступное. Этот же вариант будет удобен для тех, кто планирует ездить по окрестностям Мюнхена.
Апартаментов немного, значительную часть предложений составляют отели — любой звездности, комфортности, размера, новизны и других всевозможных параметров. Хостелы, как и везде в Европе, нередко имеют разделение комнат на общие или мужские и женские.
- Отели Мюнхена
- Хостелы для бюджетных путешественников
- Квартиры и апартаменты
Способ сэкономить на путешествии — бронировать жилье на Booking.com с кэшбэкомКэшбэк акция на Туристер. Ру
Фото: Сергей Василец
Старая пинакотека в Мюнхене — история коллекции и строительство здания
Свою длинную историю уникальная коллекция картин ведет еще со времен правления Вильгельма IV, который заказал известным художникам написать полотна, относящиеся к древней истории человечества. За работу в 1529 году взялись гениальные художники Фазелен, Альтдорфер, Бехам, Брёя и Бургкмайр. На первой картине, с которой и началась коллекция, было изображено легендарное сражение между Александром Македонским и Дарием. Написал эту прекрасную картину, которая и до сих пор продолжает радовать ценителей прекрасного, художник Альтдорфер, уже успевший на тот момент прославиться своими полотнами религиозной и военной тематики.
К слову, именно Альтдорфера современные специалисты считают основоположником и самым ярким представителем, так называемой, «школы Дунайской живописи». Как известно из документов, рассказывающих об истории коллекции, Вильгельм IV был настоящим ценителем произведений искусств, и кроме заказанных картин приобрел полотна работы Альбрехта Дюрера.
Как уже говорилось выше, Вильгельм IV лишь положил начало огромной коллекции, которую в наши дни может увидеть любой желающий. После него коллекция постоянно пополнялась: во времена, когда Пфальц был объединен с Баварией, для пинакотеки были отобраны лучшие картины из других городов, которые чудом удалось спасти во время захвата Дюссельдорфа, Манхайма и Цвайбрюкена французскими войсками.
В 19-м веке коллекционирование прекрасных полотен продолжил король Людвиг I, которого и по сей день считают настоящим искусствоведом. Он лично принимал участие в работе по систематизации, уже огромной к тому времени коллекции, и продолжал приобретать самые лучшие и самые ценные картины не только в Германии, но и по всему Старому Свету. Удивительно, но баварский король, который наслаждался великолепными полотнами в своем дворце, принадлежащим кистям величайших художников, осознавал, что вся эта красота и великое искусство не должно принадлежать только ему.
Людвиг I – один из немногих правителей, который безмерно любил свой народ. Чувство эгоизма никогда не было присуще Людвигу I, и он поручает талантливому архитектору Лео фон Кленце разработать план здания музея, в котором бы можно было выставить на всеобщее обозрение шедевры живописи. В 1826 году началось масштабное строительство здания, которое и получило впоследствии название «Старая пинакотека». Стоит отметить, что все работы были завершены в рекордно короткие для тех времен сроки: уже в 1836 году в новое здание стали переносить из королевского дворца первые картины. Желая привить своим подданным чувство прекрасного, король издает указ, что в каждое воскресенье вход в пинакотеку будет свободным. Справедливости ради стоит отметить, что жители Мюнхена не спешили увидеть картины, большинство из них были безмерны рады тому, что на живописной лужайке перед входом в пинакотеку им позволялось проводить шумные пикники.
Вторая Мировая война, во время которой пострадала большая часть памятников истории и архитектуры Германии, не обошла стороной и Старую пинакотеку в Мюнхене. Бомбардировки, попадания снарядов и пуль серьезно разрушили здание музея. Практически все картины во время кровопролитных боев, проходивших на территории Германии, были надежно спрятаны. Здание Старой пинакотеки удалось полностью восстановить реставраторам только в 1957 году. Работы продолжались более пяти лет.
Нет ничего удивительного в том, что музей, в котором находилась бесценная коллекция картин, так долго ждал своей очереди на реставрацию. После страшной войны пришлось из руин восстанавливать и Рейхстаг, Шарлоттенбургский дворец и другие, не менее значимые для каждого немца, памятники. Однако те страшные времена уже остались в далеком прошлом, и сейчас старая пинакотека является одним из самых интересных мест для жителей Мюнхена и десятков тысяч туристов, приезжающих осмотреть достопримечательности столицы Баварии.
Самые разнообразные, интересные и необычные музеи Мюнхена
Уж чего в баварской столице действительно много, так это выставочных павильонов. Отличный вариант, что можно посмотреть в Мюнхене. Например, к северу от центрального вокзала, неподалеку от Принцрегентштрассе, располагаются музейные кварталы. Туристам предлагается побывать в таких заведениях:
- Государственный музей египетского искусства.
- Старая пинакотека с коллекциями работ Рубенса, Дюрера, Рафаэля, Брейгеля, да Винчи.
- Государственный музей прикладного и античного искусства.
- Государственный археологический музей.
Безусловно, внимания заслуживает Музей BMW, построенный в 1972 году. Туристам интересно будет ознакомиться с автомобильным брендом, узнав об этапах его развития и становления компании, а также увидеть марки, которые автозавод выпускал на протяжении всего своего существования.
Также в Мюнхене есть глиптотека – хранилище, в котором собраны коллекции греческой и римской скульптуры. А в Городском музее можно поближе познакомиться с историей Мюнхена, а также посетить выставку музыкальных инструментов, посмотреть кукольный театр и узнать историю возникновения национал-социализма.
Стоит отметить, что посетить в Мюнхене также рекомендуют Музей пяти континентов, или этнографии. Здесь можно узнать про культуру, быт, историю и религию народов, проживающих за пределами Германии. А получить более реальное представление о самой баварской столице можно в галерее современного искусства. Она называется Музеем Брандхерства и была открыта совсем недавно – в 2009 г. Здание ультрасовременное как внутри, так и снаружи. Несмотря на то что музей молодой, он уже приобрел мировую популярность. А все потому, что в его стенах размещаются огромные полотна Сая Туомбли, работы Уорхола, Бойса и Польке. Сама галерея осуществляет деятельность по направлению классического модернизма.
Городская галерея в доме Ленбаха
В галерее Städtische Galerie im Lenbachhaus много посетителей, очень оживленно, оригинальные современные экспозиции, а также представлены работы Алексея Явленского, Василия Кандинского, Марианны Верёвкиной, Франца Марка «Синий конь» 1911г. и многих других художников.
Здание городской галереи в доме Ленбаха МюнхенФонтан во дворе дома ЛенбахаВо дворе дома ЛенбахаЛюстра в доме Ленбаха МюнхенКартина Синий конь в галерее в доме Ленбаха
Несколько необычных залов с интерьерами дворца Ленбаха (но мало), уютное кафе и садик с фонтаном.
Стоимость входных билетов взрослый – 10€
Стоимость входных билетов дети до 18 лет – 0€
Выходной день понедельник, работал с 10.00 до 20.00 (летом)
Вот и посетили еще одну галерею, насмотрелись картин и пошли на остановку автобуса № 100, которая находится недалеко от картинной галереи в доме Ленбаха и поехали до Английского сада, там погуляли под тенью деревьев, посмотрели на местных серфингистов, которые бесстрашно мчались по бурной речке,
Серферы в центре МюнхенаСерферы в Английском саду Мюнхен
а после того как отдохнули, зашли еще в одно красивое здание, в котором находился Баварский национальный музей / Bayerisches Nationalmuseum.
Баварский национальный музей МюнхенБаварский национальный музей Мюнхен фонтанЛестница в Баварском национальном музеи Мюнхен
Музей очень понравился, огромные залы, хорошая большая экспозиция на трёх этажах, особенно интересные скульптурные изображения библейских сцен. В это время также проходила интересная временная выставка Сумок и Кошельков / Taschen. Посетителей мало.
Стоимость входных билетов взрослый – 7 €
Стоимость входных билетов дети до 18 лет – 0€.
Камера хранения платно 1€ или 2€
Выходной день понедельник, работает с 10.00 до 17.00, четверг с 10.00 до 20.00.
Вечером гуляли в старой центральной части города. Там на пешеходной улице от Мариенплац до Карлсплац (Штахус) очень оживленно, можно посидеть в ресторане, прогуляться, послушать музыкантов, посмотреть цирковые и танцевальные номера. День закончился и остались добрые воспоминания о пинакотеке и городской галереи в доме Ленбаха, подтверждая, что это действительно достопримечательности Баварии.