Гроссглокнер: самая живописная высокогорная дорога в австрии

Краткая история

Идея проложить высокогорную дорогу в Альпах появилась еще в 1924 году, но в тот период экономика Австрии переживала тяжелый послевоенный кризис, что свело на нет все строительные инициативы. Однако спустя 5 лет новая волна безработицы в стране заставила австрийские власти вернуться к проекту, который был способен обеспечить рабочими местами более 3 тысяч человек. Так, в 1930 году началось строительство высокогорной трассы, которой было суждено стать центром моторизированного туризма в Австрии.

Официальное открытие Гроссглокнер Хохальпенштрассе состоялось в 1935 году. До этого события дорогу не раз тестировали важные чиновники, включая главу правительства Зальцбурга. Примечательно, что всего через день после введения трассы в эксплуатацию, на ней состоялись гоночные соревнования международного масштаба. Высокогорная дорога в короткие сроки завоевала популярность. Изначально эксперты планировали, что ежегодная посещаемость нового маршрута составит 120 тысяч человек, но в итоге им воспользовались более 375 тысяч путешественников. В последующие несколько лет это число только возрастало.

Если изначальная цель строительства дороги в Альпах носила практический характер (соединение двух австрийских земель), то с появлением в 1967-1975 гг. новых автомагистралей Гроссглокнер приобрел статус сугубо туристического маршрута. Благодаря высокой востребованности пути среди путешественников, приносивших хорошую прибыль в казну, властям с годами удалось модернизировать трассу, увеличив ее ширину с изначальных 6 м до 7,5 м. Кроме того, возросло число парковок с 800 до 4000 единиц. Увеличились и показатели пропускной мощности маршрута, составившие 350 тысяч автомобилей.

Сегодня дорога в Австрии, названная в честь горы Гросглокнер, является претендентом на попадание в список ЮНЕСКО. Ежегодно ее посещают сотни тысяч туристов со всего мира. И с каждым годом Гроссглокнер лишь подтверждает свой статус одной из самых современных, обустроенных и живописных дорог в Австрии.

Выбирайте жилье и узнавайте Цены с помощью этой формы

Важные точки

  1. В горах темнеет рано, поэтому чем раньше вы там будете, тем лучше. На посещение вместе с дорогой лучше планировать целый день и выехать рано утром. Минимум, который стоит планировать – 4 часа на саму дорогу.
  2. Погода в горах непредсказуема, поэтому с собой нужно иметь теплые вещи и одежду на случай дождя.
  3. На самой дороге нет бензиновых заправок, поэтому нужно позаботиться о топливе заблаговременно: в городках Fusch an der Großglocknerstraße (5672) с одной стороны или Heiligenblut (9844) – с другой. Зато для электрокаров есть несколько точек с зарядкой.
  4. Берите наличные, карты в ресторанах на дороге не принимают.
  5. Из соображений безопасности останавливаться лучше на специально оборудованных площадках, которых по пути много и не в коем случае не тормозить просто на обочине.
  6. Для торможения при спуске лучше использовать пониженную передачу, чтобы не перегреть тормоза.
  7. На сайте можно скачать информационные материалы.
  8. Можно скачать аудиогид для смартфона.
  9. Можно сделать памятное фото в специальном пункте.
  10. Если будет еще светло и у вас будет время, можно посетить: озеро Целлер и город Целль-ам-Зе, ледяную пещеру Айсризенвельт, водопады Кримль и дамбу Капрун.

Высокогорная дорога Гросглокнер: Как добраться

Самолёт. Если вы намерены совершить путешествие до высокогорной дороги Гросглокнер на автомобиле, тогда выгоднее лететь в аэропорт Инсбрука (Flughafen Innsbruck). Там можно арендовать авто, трансфер, или взять такси. Если вы намерены использовать общественный транспорт (так как от Зальцбурга сообщение  на этом направлении развито лучше), тогда летите в аэропорт Зальцбург имени В. А. Моцарта (Salzburg Airport WA Mozart).

Поезд. Так как ехать автобусом очень неудобно из-за множества пересадок и дороговизны, лучше всего использовать железную дорогу. Прямого поезда от Зальцбурга до дороги Гросглокнер нет. Сначала от Зальцбургской железнодорожной станции (Salzburg Hauptbahnhof) садимся и едем до коммуны Бад-Хофгастайн (Bad Hofgastein). Ехать примерно 1,5 часа. Билет стоит от 14,50 до 16 EUR для взрослого. Для детальной информации о ценах и расписаниях воспользуйтесь сайтом железной дороги Австрии «ÖBB«. Дальше пересадка на такси до дороги Гросглокнер. Цены лучше узнать заранее. Связаться со службами такси можно по телефонам: «TAXI Weichenberger» (+43 6432 20100); «Taxi 40100 Taxifunkzentrale GmbH» (+43 1 40100); «Rudigier Stefan e.U.» (+43 6432 8855).

Автомобиль. Если вы путешествуете на автомобиле, то из Инсбрука можно доехать, следуя маршруту «А 12». Из Зальцбурга – следуя маршруту «В 311». Поездка займет у вас около 2-2,5 часов, плюс расходы на бензин около 25-40 EUR.

Праздник Альмабтриб и дорожные проблемы с ним связанные.

Вот и пришла покидать гостеприимный Инсбрук и наши шикарные апартаменты Waldhaus Igls. Оставляем их в первозданном виде и порядке.

Проезжаем транзитом окраинами Инсбрука, немного проезжаем по автобану, затем сворачиваем в сторону Целль-ам-Циллер, затем еще немного и оказываемся на дороге, ведущей в сторону городка Герлос и одноименной платной горной дороги.

На подъезде к Герлосу нам начинают попадаться процессии из наряженных коров и пастухов.

Каждая процессия полностью занимает одну из полос дороги, вынуждая автомобили останавливаться и ждать ее прохождения. Первые пару раз это выглядит интересно и забавно, мы даже радуемся, что попали на какое-то традиционное мероприятие и имеем возможность насладиться национальным австрийским колоритом. Пастухи веселые, приветственно вам машут.

Но в какой-то момент это начинает утомлять, ибо время-то уходит. Но самая главная жесть случилась в самом городе Герлос. Здесь мы встали в глухую пробку почти на час.

Причем, что интересно, долгое время никаких коров не было, затем прошли две не очень большие процессии, но мы продолжали стоять мертво.

А оказалось, что в это время проходит традиционный праздник Альмабтриб (Almabtrieb). Так называется событие, посвященное возвращению коров с высокогорных альпийских пастбищ домой, проводится в конце сентября или в начале октября. Если сезон выпаса прошел удачно, то коров наряжают и они гордо шествуют вниз. Пастухи тоже все нарядные, многие пьют пиво и уже слегка навеселе.

Еще одна опасность — это неконтролируемые движения коров. Нашу машину, например, одна из коров ударила колокольчиком на шее. А колокольчики эти — ого-го, совсем не маленькие. Слава Богу, обошлось без серьезных последствий.

Около 12-30 мы наконец-то тронулись и оказалось, что пробка в Герлосе была вызвана уже не только и не столько коровами, сколько людьми (туристами), которые уже вовсю начали отмечать праздник. И пивом, и шнапсом. Народ веселился и гулял, шатаясь по дороге как по своему дому. Поэтому движение было попеременно односторонним и на невысокой скорости.

Криммльские водопады.

Вырвавшись на оперативный простор мы начали наслаждаться альпийскими пейзажами. Погода стояла великолепная, как и все несколько последующих дней нашего пребывания в Австрии. Уж повезло так повезло. Вскоре на нашем пути возникло очень красивое озеро.

Мы предположили, что оно тоже называется Герлос.

Однако, при подготовке этого отчета выяснилось, что его название Шпайхер Дурлассбоден. В общем, негатив от потери кучи времени в пробке эта красота начала быстро изгонять.

Вскоре мы проехали пункт оплаты горной дороги Герлос (9€) и направились к нашей сегодняшней первой точке — каскаду водопадов Кримль. Дорога красивая, но не сказать, что очень захватывающая. По мере приближения к водопаду можно остановиться на смотровой площадке как раз напротив последнего. Отсюда открываются неплохие виды на долину.

И, собственно, на сами водопады.

Чуть поближе.

Еще одна смотровая уже на подъезде к Кримлю.

Наконец-то достигаем города, здесь есть несколько парковок, мы остановились на P3, кажется, ближайшей ко входу в парк. Нам повезло, было одно местечко. Правда, мы долго не могли выяснить как оплатить, пока Аня не сходила в кафе напротив и отдала наличными 5€. Не помню даже, дали ли нам какой-нибудь чек.

От парковки нужно пройти под автомобильным мостом и пройти по дорожке минут 10-15, оплатить вход (3€ с человека) и вот мы оказываемся на площадке нижнего водопада.

Здесь уже очень красиво, вода падает на камни всей мощью, поднимая столб брызг.

А дальше начинается тропинка вверх. Тропинка культурная, облагороженная. Из-за своей популярности и доступности, здесь огромное количество туристов, даже в конце сентября.

Подъем довольно крутой, но возможность перевести дух возникает постоянно, так как виды на водопад возникают на всем протяжении пути.

Здесь мы уже подходим к середине пути. Нужно сказать, что этот каскад водопадов является одним из самых высоких в Европе, суммарная высота около 385 метров.

Двойной каскад.

Путь до самого верхнего каскада, судя по указателю, занимает час и пятнадцать минут. До середины пути — 40 минут.

Виды, конечно же, потрясающие, водопад очень впечатляющий.

Вот мы и достигли средней точки. Здесь находится ресторан и огромный камень, а также можно выйти к реке Криммль-Ахе, которая и создает водопады. Здесь река спокойная. Умиротворяющий пейзаж.

Оказалось, что мои трекинговые ботинки были грязными после предыдущей поездки (уже не помню куда), поэтому я решил воспользоваться случаем и помыл их прямо в реке.

Мы очень довольные, пили селфи.

На самый верх решили не подниматься, так как время уже подбиралось к 15 часам, а нам хотелось попасть на трассу Гросглокнер при ярком свете дня. На спуске завернули в одно из ответвлений, которое прошли во время подъема.

Эх, ляпота-то какая!

Попытка снять радугу, которая образуется путем отражения солнца в брызгах воды.

Эдельвейсшпитце

Самая высокая точка трассы Гросглокнер, доступная для машин и мотоциклов, — это пик Эдельвейсшпитце, высота 2571 метр. Сюда нужно подниматься по узкому серпантину, вымощенному брусчаткой. Местами дорога захватывает дух.

Вот мы и на вершине.

Парковка небольшая и даже в это время года и суток здесь довольно много машин. Не представляю что творится в высокий сезон.

Сувенирный магазинчик со смотровой площадкой на крыше.

Как и на всех видовых точках дороги, здесь можно перекусить.

Северный склон дороги Grossglockner. Почти по центру видно ответвление, отсюда мы первый раз запускали наш квадрокоптер.

Здесь видим Fuscher Torl и как дорога огибает горку.

Озеро Fuscher Lake. Как написано в дорожном буклете, здесь можно прогуляться вокруг озера. Но, если честно, эта лужица нас совсем не впечатлила.

Дальше лента дороги вьется и уходит в туннель.

Один из крутых поворотов серпантина на Edelweissspitze.

Почему туда обязательно стоит съездить?

  1. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей Австрии.
  2. Если вы хотели увидеть умопомрачительные альпийские горные виды, но не готовы идти в горный поход – это идеальный вариант. Просто едите на машине, смотрите по сторонам и останавливаетесь в интересных точках.
  3. Уникальная возможность, не будучи альпинистом, подняться на вершину 2 572 метра.
  4. Можно увидеть самую высокую гору Австрии – Гросглоккнер (3 798 м) и другие 30 пиков, мимо которых будет проходить маршрут.
  5. Можно посмотреть на Пастерце – самый длинный ледник на востоке Альп.
  6. Сделать уникальные красивые фото.
  7. Потрогать снег летом.

Гора Гроссглокнер и ледник Пастерце

Гросглокнер, высотой в 3 798 метров. С горы сходит большой ледник Пастерце, и он тоже самый большой в Австрии, длинной в 9 километров, тянется от 3463 до 2100 метров.

Панорамная площадка тоже заслуживает отдельного внимания. Это не просто полянка у горы, это большой комплекс с отличной инфраструктурой — Центр Кайзера Франца Иосифа. Центр представляет из себя 4-х этажное здание, расположенное на высоте 2369 метров. Чего тут только нет: большая многоуровневая парковка, рестораны, кафе, сувенирные магазины, музей.

Самая высокая гора и самая популярная для восхождения в Австрии. К нее вершине идет множество маршрутов, сложные и не очень, но на все эти маршруты рекомендуют брать инструктора. Гора серьезная.

Кстати, Гросглокнер переводится с местного как большой колокол. Похоже или нет – мы не смогли выяснить, к огромному сожалению облака скрыли от нас пик горы.

На сам ледник можно спуститься/подняться на фуникулере, а можно пешком. Было решено вниз спуститься на технике, а назад пешком, следует учесть, что от фуникулера до ледника еще прилично идти вниз. Подойти можно вплотную. Толщи льда на изломах излучают потрясающий голубой цвет.

Из под ледника вытекает горная река. Периодически куски льда с грохотом откалываются и падают в воду.

На смотровой площадке повсюду стоят указатели «сурок» и стрелка вниз, что примечательно везде под этими указателями действительно капашились сурки, Европа она такая, раз указатель есть – значит сурок обязан быть)))

Тут же в магазине можно купить корм для них. Но не смотря на постоянную кормежку, они пугливые и не доверчивые, близко не пускают. Зимой впадают в спячку – конечно, туристы то зимой не покормят))) Очень забавные звери.

Купила себе совершенно замечательную шапку с сурком.

А еще такая вот лодка, зачем, не в курсе, Интернет тоже не знает.

История

Когда в 1924 году, группа австрийских экспертов представила план
по дороге на Хохтор (высокий перевал), к ним отнеслись со
скептицизмом. В то время в Австрии, Германии и Италии было всего
154 тыс. частных автомобилей, 92 тыс. мотоциклов, и 2000 км
асфальтированных дорог. Австрия страдала от катастрофических
экономических результатов потерь в Первой мировой войне, сократила
в семь раз свои размеры, потеряла свои международные рынки и
страдала от разрушительной инфляции.


Grossglockner high Alpine road — / 500px @ 500px

Даже простой проект гравийной дороги шириной 3 м с
разъездами оказался слишком дорогим. Импульс для строительства
дороги, которая должна была открыть бесплодную альпийскую долину
для моторизованного туризма, дал спад на фондовом рынке в
Нью-Йорке в 1929 году. Эта катастрофа сильно встряхнула бедную
Австрию.


Mike Ilchenko @ Foursquare

В течение трех лет объем производства упал на четверть. Тогда
правительство возродило проект Гросглокнер для того, чтобы дать
работу 3200 (из 520 тыс.) безработным. В новом проекте дорога была
расширена до 6 м, рассчитывая на 120 тыс. посетителей в год.
Государство решило восполнить затраты на строительство путём
введения платы за пользование дорогой.

30 августа 1930 в 9:30 утра, был произведен первый взрыв горной
породы. Четыре года спустя, глава правительства Зальцбурга впервые
проехал по новой дороге на автомобиле Steyr 100.


The road just travelled — behind me, on the Grossglockner, headed up to the panorama — rhyndman @ Flickr

Год спустя, 3 августа 1935 года высокогорная дорога Гросглокнер
была открыта и введена в эксплуатацию. И уже день спустя на ней
провелись международные автомобильные и мотоциклетные гонки
Grossglockner Races.


Vkontakte User @ Vkontakte

Включая строительство второстепенных подъездных дорог, дорога
обошлась в 910 млн австрийских шиллингов (в ценах 1990 года),
что на 7 млн меньше, чем предполагалось.

Вместо планируемых 120 тыс. посетителей в 1930 году, дорога
привлекла 375 тыс. посетителей и 98 тыс. автомобилей. После Второй
мировой войны количество посетителей возросло и к 1952 году
достигло 412 тыс. посетителей и 91 тыс. автомобилей. В 1962 году
360 тыс. автомобилей и 1,3 млн посетителей перешли через
перевал.


Vkontakte User @ Vkontakte

Открытие автомагистралей Felbertauern в 1967 году и Tauern в
1975 не только снизило движение почти на 15 %, но и навсегда
изменило характер высокогорной дороги: из утилитарного
трансальпийского пути в экскурсионную панорамную дорогу с
прекрасными природными видами.


Альпы — Vcherashniy Grigoriy @ Flickr

Увеличение числа посетителей сделало возможным поэтапную
модернизацию дороги до ширины 7,5 м и радиусов кривых до
15 м вместо 10, а также 4000 парковочных мест, вместо 800, как
ранее. Годовая пропускная способность увеличена до 350 тыс.
автомобилей.

Высокогорная альпийская дорога Гросглокнер Хохальпенштрассе

Встав утром и опять увидев облака больше вчерашних, поняли, что откладывать поездку на ледник больше нельзя. Так что сегодня цель — Высокогорная альпийская дорога Гросглокнер Хохальпенштрассе (Grossglockner Hochalpenstrasse) на самую высокую вершину Австрии Гроссглокнер (Grossglockner) (3700) и леднику Пастерце (Pasterze). Платная часть трассы ( 32 €) — серпантин из 36 крутых поворотов, в том числе множество из них «слепых». Одно из самых посещаемых мест Австрии, входит в 1000 самых красивых мест в мире.

Начинается после деревни Фуш-ан-дер-Гросглокнерштрассе, длится 48 км и заканчивается на леднике.

Платить тут

Слепые повороты

Наша машинка бодро катила нас вверх. Ехать быстро по трассе просто невозможно из за открывающихся за каждым поворотом новых видов и желания остановиться и любоваться этой нереальной красотой (благо на протяжении всей дороги множество «карманов» и стоянок). Повсюду информационные таблички, разъясняющие как называются горы перед нами, какова их высота. К сожалению облака не рассеялись, и чем выше мы ехали, тем ближе были облака и все больше ухудшалась видимость.

На первом перевале, после которого дорога немного идет вниз, мы полностью въехали в облако и видимость стала не больше нескольких метров.

Между тем это знаковое место. Здесь находятся, так называемые, ворота Фушер Тёрль. Это памятник рабочим, погибшим при строительстве этой дороги.

После, как я уже писала, дорога пошла вниз, машина выехала из тумана, мы вновь могли любоваться завораживающими пейзажами, на наша счастье, до самого ледника облака были только над нами.

Вот тут живописная стоянка у небольшого озера.

А вокруг виды.

Конец высокогорной трассы – это большая панорамная площадка с прекрасным видом на заснеженный Гроссглокнер и ледник Пастерце.

Немного истории

Строить дорогу начали в 1930-е годы. Для Австрии это были трудные времена, поэтому дорогу назвали весьма пафосное «вечным свидетельством австрийских достижений в трудные времена». Платной она стала сразу после открытия и пользовалась большой популярностью.

В 1970-е года рядом была построена современная высокоскоростная дорога, а Хохальпенштрассе стала исключительно экскурсионным объектом.

Полезные советы

И в завершение хочу дать несколько советов:

  • Обязательно имейте при себе теплые и непромокаемые вещи, ведь вы едете в горы.
  • Мажьтесь солнцезащитным кремом.
  • Зарядите вашу фототехнику и освободите память на флешках, ведь фотографий будет много.
  • Возьмите с собой хотя бы бутылочку воды. А если поедете в прохладную погоду, то термос с теплым чаем или кофе тоже придется кстати.
  • Не помешает иметь при себе что-нибудь на перекус, ведь скорее всего вы проведете на высокогорной дороге не меньше 3-х часов.
  • Имейте ввиду, что дорога состоит из очень крутых поворотов и спусков-подъемов. Поэтому будьте аккуратны при вождении и применяйте торможение двигателем при спуске с горы.
  • Не забудьте, что для въезда в Австрию на машине необходимо иметь специальную виньетку (подробнее можно узнать здесь).
  • И не торопитесь, а просто наслаждайтесь великолепием природной красоты.

Перевал Hochtor

А самой высокой точкой основной дороги является перевал Hochtor, высота 2504 метра. Здесь виды тоже неплохие, но уже не столь впечатляющие.

Главным приключением на перевале, где мы остановились, стало знакомство с милыми овечками.

Аня не преминула возможностью их покормить.

Хлеб они кушали с большим удовольствием. На этой фотографии на заднем фоне хоть и плохо, но виден указатель Hochtor, — единственное фотодоказательство нашего пребывания здесь

Еще одна красавица. Овечки были реально премилые. Когда нам пришла пора продолжить путь, они нас долго не хотели отпускать и преследовали вплоть до машины. Расставание было грустным…

ДЕНЬ 8: Замок Ландскрон и озеро Wörthersee

Сегодня был пасмурный денек. Мы отправляемся посмотреть на шоу птиц в замке Ландскрон.

Как добраться до замка Ландскрон ️

Замок Adler Arena Burg Landskron находился в 40-минутах езды от города Bad Kleinkirchheim.
Чем ближе мы подъезжали к замку, тем сильнее начинался дождь. Когда мы начали подниматься на гору, то снова нас встретил туман.

Замок Ландскрон в Австрии | Vikkitraveling Blog

На вершине горы, где находился старинный замок, было всё в тумане, как будто мы внутри волшебной и мистической сказки.

Замок Ландскрон в дождь | Vikkitraveling Blog

Птицы сидели в клетках, некоторые из них от холода спрятались в свой домик. Само собой шоу в такую погоду отменяется. Мы просто посмотрели на птиц, купили себе кофе и статуэтку орла, сделали пару интересных фото на фоне тумана и дождя, и поехали к озеру Wörthersee.

Озеро Wörthersee в Австрии | Vikkitraveling Blog

Озеро Wörthersee в Каринтии, считается одним из самых теплых озер в Австрии. В июле я планировала в этом озере искупаться, но погода мои планы изменила, было прохладно +15 и дождь. Поэтому мы просто прогулялись с зонтиками вдоль набережной, пообедали в пиццерии около озера. Кстати советую попробовать пиццу с анчоусами, очень вкусно.

Озеро Wörthersee, Австрия | Vikkitraveling Blog

К вечеру мы вернулись в Bad Kleinkirchheim, перекусили гуляшом в ресторанчике возле гостиницы.

На этом заканчиваю наш восьмой день в Австрии, в одной статье много не напишешь. Вы сейчас  наверно удивляетесь, а как же обещанный рассказ про грандиозное шоу-птиц в замке?

В следующей статье продолжу рассказывать о девятом (последнем) дне в Австрии.
Мы всё-таки посмотрели шоу птиц в замке Ландскрон, об этом я и буду рассказывать.
Также поделюсь впечатлениями о Минимундусе и музее рептилий в Клагенфурте, расскажу немножко о замке Hochosterwitz и по дороге в Вену мы отправимся прямиком в дом детства Арнольда Шварценеггера в городке Таль Грац. Не пропустите выхода новой статьи!

Продолжение следует …..

Хотите получить напоминание
о выходе следующей статьи про Австрию?

При нажатии на кнопку “Хочу статью про Австрию”, вы соглашаетесь
с условиями использования политики конфиденциальности.

Карта маршрута и размещение.

Дата: 24 сентября, температура днем от +20°С (Инсбрук) до +6°С (Гросглокнер).

Весь маршрут этого дня проходит по горным дорогам. Передвижение по ним неспешное, но завораживающее, только и успевай крутить головой. Общая нитка маршрута Инсбрук-Кримль-Гросглокнер-Флаттах — около 280 километров, включая ответвления на Эдельвейсшпитце и к леднику Пастерце.

Размещение: Апартамены Appartementhaus Mentil, Игльс, пригород Инсбрука. Бронирование через Booking.com. Одна ночь — 84€ (самое дороге размещение в поездке). Завтрак не предусмотрен. Бесплатная парковка

Внимание! На букинге цена указывается меньше (45€), чем есть на самом деле, так как дополнительно мелким шрифтом идет приписка про сбор за уборку

литература

Современное строительство:

Франц Валлак: Высокогорная альпийская дорога Гроссглокнер. История их строительства. 1949 г. (Автобиография Уоллака и отчет о его проекте.)

Преодолевая силы природы во время строительства Гросглокнерштрассе были посвящены романы, отражающие соответствующую историческую точку зрения:

  • Р. Р. Вагнер: Гольдтауэрн. 1935 г.
  • М. Лиммер: Новый путь. 1940 г.
  • Т. Крёгер: Выточено волей. 1951 г.

Новейшая литература:

  • Клеменс М. Хаттер, Лотар Бекель: Гроссглокнер. Мул-трек, римская тропа, высокогорная альпийская дорога. 2-е издание, Residenz Verlag, Зальцбург 1988, ISBN 978-3-7017-0395-1 .
  • Клеменс М. Хаттер: высокогорная альпийская дорога Гросглокнер. 2-е издание 2007 г., ISBN 3-9500227-6-7 .
  • Георг Ригеле: Автоматизация в новой Австрии; Показано на примере высокогорной альпийской дороги Гросглокнер 1928–1938 гг. В: Технологии — Политика — Идентичность. Под редакцией Клауса Плитцнера. GNT-Verlag, Штутгарт 1995, ISBN 978-3-928186-27-8 , стр. 137-147.
  • Штеффан Брунс: Альпийские перевалы — от тропы мулов до базового туннеля. Том 4. ISBN 978-3-88675-274-4 , стр. О. А.
  • Ортольф Харл: маршрут Хохтора и Глокнера. Святилище на высоком альпийском перевале и 2000 лет культурного обмена между Средиземноморьем и Центральной Европой ( специальные публикации Австрийского археологического института, 50). Вена 2014, ISBN 978-3-900305-68-0 .
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кind city
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: