Эллора. величественная архитектура древней индии

Архитектура пещерных храмов

Все пещерные храмы Эллоры целиком, от фасада до элементов внутреннего убранства, выдолблены в базальтовом скальном обрыве и, по сути, представляют собой огромные монолитные скульптуры. Комплекс Эллора включает в себя 34 пещеры, расположенных на склонах утеса Чамадири на протяжении 2,4 километров. На юге расположены буддистские храмы (пещеры 1-12), в северной части на некотором отдалении – джайнские (пещеры 30-34), а в центре – индуистские (пещеры 13-29). В центре комплекса находится архитектурная жемчужина Индии и самый значительный храм Эллоры – пещера 16, или Кайласнатха.

Пещеры высекались двумя способами: по направлению от стены обрыва вглубь скалы и вертикально, сверху вниз. В первом случае в скальной стене прорубалось отверстие, через которое строители, выдалбливая породу, опускались до уровня пола и расширяли помещение, оставляя местами куски породы, из которых позже высекали скульптуры, фризы и колонны.

Второй способ заключался в том, что породу выдалбливали сверху вниз, придавая форму зданий, колонн, скульптур и других архитектурных элементов. При таком способе строители не имели права на ошибку, и усилия, потраченные на работу, были поистине колоссальными. Так, подсчитано, что при строительстве храма Кайласа было выдолблено около 400 тысяч тонн твёрдой горной породы, а период работ превысил сто лет.

Храм Кайласнатха

Всю мощь и великолепие центральной достопримечательности Эллоры – храма Кайласнатх – невозможно передать ни на словах, ни с помощью фотографий. Это настоящий шедевр древнего зодчества, который можно сравнить по значимости и сложности исполнения египетскими пирамидами. Храм был построен в 8 веке при содействии Кришны Первого – раштракутского царя. Чтобы выполнить поставленную им задачу, было вручную вырублено из скалы 85 тысяч квадратных метров породы. Двигаясь сверху вниз, мастера создавали настоящее чудо – имитацию священной горы Кайлас, на которой, согласно представлениям индуистов, живет Бог Шива вместе с семьей.

Это сооружение является самым крупным монолитным памятником в мире. Храм представляет собой несколько залов, один за одним следующих в направлении гарбагрихи – места расположения Шива-лингама, главной святыни этого места.

  • По традиции, первым идет павильон Нанди – ваханы (ездового животного Шивы). При входе в него стоят два гигантских обелиска, высеченные из скальной породы. Их высота составляет 17 метров.
  • Следующий зал – Мандапа, также известная как зал собраний. На ее внешних стенах можно найти картины, изображающие события Рамаяны и Махабхараты, а также повествования о подвигах Кришны.
  • Далее следует святилище Шивы, над которым возвышается шикхара. Общая высота этого сооружения – 32,6 метра. По задумке архитектура, именно эта часть храма символизирует собой гору, на которой живет Шива. Есть свидетельства, что изначально шикхару закрашивали сверху белым цветом, чтобы добиться максимального сходства с заснеженными пиками Гималайских гор.

В храме Кайласнатха интересно гулять как внутри главных залов, так и по внешнему периметру (в своеобразном дворике), делая обход храма по часовой стрелке. Повсюду можно увидеть уникальные барельефы, изображающие Богов индуизма, гигантские скупльтуры священных слонов, изображения религиозной символики и т.п. Фотография на территории храма разрешена, но делать ее просят без использования вспышки.

Для получения полной картины Кайласнатха рекомендую взглянуть на храм не только снизу, как это делают все посетители, но и сверху, предварительно поднявшись на местные холмы справа или слева от скального сооружения. Вид сверху позволит оценить масштаб храма Шивы, а также увидеть некоторые архитектурные решения, которые физически невозможно рассмотреть снизу. Например, роскошный цветок лотоаса, который украшает крышу зала собраний.

Интересно, что даже современные учёные точно не знают, каким способом был построен Кайласнатх, какие технологии позволили создавать столь совершенные и высокодетализированные скульптуры из скального монолита в этом месте.

Индуисты не просто посещают Кайласнатх как известную достопримечательность, но и поклоняются мурти Богов и лингамам, установленным на его территории так, словно они пребывают в действующем храме.

Пещеры Бадами

Пещеры в скалах в городе Бадами, штат Карнатака, это комплекс из четырех храмов: три посвящены богам брахманского пантеона и один для приверженцев джайнизма. Пещеры расположены на берегу искусственного озера Агастя.

Старейший из храмов посвящен Вишну, чье изображение искусно вырезано из песчаника. Этот же храм является самым большим, он построен в VI веке. Из брахманских храмов еще один посвящен Вишну и один танцующему Шиве. Все храмы комплекса были завершены до конца VIII века. Храмы в Бадами схожи по устройству: веранда, зал с колоннами, святилище. Высота и глубина выработок различная, главные залы обычно – достаточно просторные помещения с длиной одной из сторон около 20 метров.

Индия обладает еще многими подземными архитектурными сокровищами мирового значения, такими как подземный храм Шивы в Хампи, например, или пещеры Элефанта на острове рядом с Мумбаи. Климат и ресурсы повлияли на расположение культовых построек в Древней Индии, определив им место в надежных скалах, что в большинстве случаев сохранило удивительные памятники индийской архитектуры и искусства до наших дней.

Читайте статью о ступенчатых колодцах в Индии

Комплекс пещерных храмов Эллоры в Индии

Посетить древние пещерные Храмы Эллоры приезжает огромное количество путешественников, потому что эти загадочные религиозные пещеры оставляют неизгладимое впечатление на каждом человеке.

Пещерные Храмы Эллоры — это эталон древних храмов. Всего в скальной породе вырезано 34 священных пещеры, расположенных по единой линии, на протяжении двух километров. Трудно даже представить себе, насколько сложно было создать два километра сплошных старинных залов, имея примитивные строительные инструменты. Некоторые из них достигают приличных размеров — около десяти соток. В пещерах есть множество красивых колонн и скульптур.

Скалы Эллоры приютили культуры трех религий: буддизма, индуизма и джайнизма. Просто удивительно, как могли так тесно, буквально бок обок существовать эти три, совершенно разных религиозных направления. Глядя на древние пещерные Храмы Эллоры невольно приходят воспоминания о древнейшем Храме Иерусалима.

Самые первые пещеры Эллоры — буддийские. Эти храмы были созданы с VI по VIII столетие нашей эры. В некоторых из священных храмов можно увидеть скульптуры нетрадиционно сидящего Будды — его ноги опущены вниз. В остальных пещерах Будда изображен в привычной позе лотоса. Абсолютно все скульптуры Будды «смотрят» лицом на восток, то есть навстречу восходящему солнцу.

Некоторые из храмов остались незавершенными, а остальные напротив — вырезаны на уровне трех этажей и полностью заполнены колонами и скульптурами. Есть и такие скульптуры, которые не относятся к буддийской религии. На них явно просматриваются элементы индуисткой эстетики.

Далее начинаются священные индуистские пещеры, которые были созданы с VI по VIIII столетие. Всего индуистских храмов 17 и они очень сильно отличаются от буддийских пещер. В этих священных пещерах все скульптуры «танцуют», ни одна из них не сидит, свесив ноги. Многие изображения наполнены эротизмом и это особенный культ. Только в древней Индии эротика и танцы были наполнены духовностью и божественностью.


Создание пещер датируется примерно с VI по IX столетия нашей эры. Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге — буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу — джайнские.

Практически все индуистские пещеры посвящены Богу Шиве, а также его близкому окружению. Также в этих храмах можно увидеть скульптуры быка Нанти, этот бык был «транспортным средством» Шивы. Нанти означает дарующий радость. Как известно, в Индии коровы издавна являются священными животными.

В самом центре линии священных пещер расположена главная обитель Бога Шивы — храм Кайласанатха. Этот храм был вырезан из цельной скалы в восьмом столетии нашей эры методом «сверху вниз». 7000 камнерезов за 150 лет вынули очень большой объем камня — около двух сотен тысяч тонн. В то время мастера располагали только примитивными инструментами, поэтому их труд можно назвать настоящим подвигом. Кстати, именно теме подвигов посвящены основные барельефы главного Храма Шивы. На них изображены сцены сражений.

Стоит сказать еще и о том, что весь вынутый камень кажется «ничем», если вспомнить о том, что весь древний Храм Кайласанатха полностью расписан. Именно в этих древних местах художественное трудолюбие индусов явно зашкаливает за все допустимые нормы.

Эллора буквально переполнена жизненной священной энергетикой, которая чувствуется буквально в каждом изображении, каждом камне и трещине. Именно в древних Храмах Эллоры живет сама жизнь!

Шедевр настенных узоров

Под этими словами подразумеваются пещеры Аджанты. Они находятся в сотне километров от бывшей могольской столицы, на берегу речки Вагхур. Строительство началось в Древней Индии, во 2 столетии до нашей эры, и продолжилось до 5 века нашей эры.

Технология постройки заключалась в том, что из базальта извлекали куски грунтовых пород, создавая тем самым рельефный фасад. Получившиеся 29 пещер располагались на подкововидном утесе.

Почти все подземные постройки и монастыри делились на 2 вида:

  • чайтья – помещения для молитв, вытянутые, с колоннами;
  • вихары – монашеские жилища, представлявшие собой общий квадратный зал с изваяниями Будды и имевших по три жилых комнаты.

Во второй половине 5 столетия у власти стоял царь Харишеша. Строительство и обустройство велось усиленными темпами по большей части на его средства. С кончиной правителя стройка почти прекратилась.

В 13 столетии буддийское учение на индийской территории пришло в упадок. Монахи массово покинули обжитый уголок, а со временем о нем позабыли и обитатели окрестных поселений.

Постепенно храмы обросли лесами, естественной порослью, которые закрыли входные отверстия. Так внутри образовался благоприятный микроклимат, позволивший сохранить святыню практически в первозданном виде – конечно, по меркам прошедшего времени.

В 1819 году англичанин Джон Смит, служивший в армии, отдыхал, охотясь за дикими зверями. Случайно он заметил на другом берегу реки нечто, похожее на вход.Это была пещера номер 10. Так человечество вспомнило о существовании Аджанты. Название пещерных зданий – их порядковый номер.

Постепенно дороги комплекса расчистили, и почти все бывшие монастыри были открыты. Каково было удивление археологов, когда они обнаружили невиданной красоту скульптуру и фресковую живопись.

Открыли почти все пещеры. Примечательно то, что все в них было продумано до мелочей — к примеру, у каждой был спуск к реке, чтобы добыть питьевую воду, а также система водонабора и водостока на время сезона ливней.

Категории субъектов персональных данных

5.1. К категориям субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются Оператором относятся:

5.1.1   физические лица, состоящие в трудовых и гражданско-правовых отношениях с Оператором

5.1.2.  физические лица, состоящие в трудовых и гражданско-правовых отношениях с контрагентами Оператора;

5.1.3.  субъекты персональных данных, пользующиеся  формой обратной связи на интернет сайте Оператора — undergroundexpert.info

5.2. По всем категориям субъектов персональных данных, персональные данные обрабатываются Оператором в рамках правоотношений с Оператором, урегулированных действующим законодательством Российской Федерации.

5.3. По всем категориям субъектов персональных данных, персональные данные обрабатываются Оператором с согласия субъектов персональных данных, предоставляемого в письменной форме, а также без такового, если персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных, либо при совершении  субъектом конклюдентных действий.

5.4. Оператор обрабатывает следующие персональные данные субъектов персональных данных:

5.4.1. Фамилия, имя, отчество;

5.4.2. Тип, серия и номер документа, удостоверяющего личность;

5.4.3. Дата выдачи документа, удостоверяющего личность, и информация о выдавшем его органе;

5.4.4. Год рождения;

5.4.5. Месяц рождения;

5.4.6. Дата рождения;

5.4.7. Место рождения;

5.4.8. Адрес;

5.4.9. Номер контактного телефона;

5.4.10. Адрес электронной почты;

5.4.11. Идентификационный номер налогоплательщика;

5.4.12. Номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;

5.4.13. Семейное положение;

5.4.14. Должность.

5.5. Оператором могут обрабатываться иные персональные данные, непосредственно необходимые для выполнения целей обработки персональных данных, в том числе обезличенные статистические данные о посетителях сайта Оператора, содержащиеся в файлах Cookies веб-браузеров посетителей сайта Оператора.

Буддистские храмы

Буддистские храмы в пещерах Эллоры (Индия).

Строительство началось с буддистских залов, которые расположены в южной части пещерного комплекса. Всего было создано 12 буддистских монастырей (вихаров), в которых жили монахи, проводились медитации, учения и религиозные ритуалы. Основным украшением всех этих культовых объектов являлись скульптуры Будды, непременно смотрящие на восток, навстречу восходящему солнцу, хотя позы могли быть и разными. Некоторые храмовые объекты были украшены филигранной резьбой, утонченными статуями, массивными колоннами и прекрасными горельефами, отражающими сцены индийской мифологии.

Буддистские пещеры Эллоры (Индия).

Среди большого количества монастырей, расположенных под сводами скалы, особенно впечатляет Рамешвара, ставший одним из самых посещаемых туристических объектов. Помимо статуй Будды, колонн и тончайшей резьбы, в основном зале паломников ожидает большое количество фантастических существ, которые буквально наступают на входящих, вызывая неподдельный страх. И это не преувеличение. Для создания особой атмосферы древние зодчие смогли мастерски передать пластику и объем в скульптурах древних богов и мифических животных, создавая иллюзию движения всех этих персонажей.

Статуи Будды и филигранные резные узоры украшают буддистские монастыри, созданные в глубине скал (Эллора, Индия).

Но самым крупным подземным храмом не только в Эллоре, но и всей Индии считается Тин-Тхал. Он также является главным культовым сооружением, состоящим из трех этажей и располагается в глубине 20-метрового колодца.

Описание

Загадочная и, даже можно сказать, мистическая Индия с ее огромным количеством уникальных памятников истории и архитектуры, интереснейшей культурой и многочисленными религиозными культами еще в древние времена привлекала к себе внимание путешественников и торговцев

Любой ученый, который попытается выделить наиболее интересные и значимые достопримечательности этой густонаселенной страны, столкнется с довольно трудной задачей: слишком многообразно и даже многолико это древнейшее государство нашей планеты. Одно из самых интересных мест («одно из», а не самое) Индии – это, конечно же, пещеры Эллоры. Они находятся в штате Махараштра, и наряду с такими памятниками, как египетские пирамиды, святилища майя и Стоунхендж до сих пор являются предметом споров среди ученых. Даже в наше время практически невозможно объяснить, как были построены в древние века такие огромные комплексы.

Эта загадка, а также потрясающие скульптуры, храмы, таинственная атмосфера, пронизывающая все это немного мрачноватое и даже пугающее место, сделали пещеры Эллоры своеобразной «визитной карточкой» Индии. Стоит только представить себе, что в темных пещерах расположено 34 храма, относящихся к трем религиозным культам, как сразу же возникает вопрос: каким образом древние мастера, не имея под рукой ультрасовременных инструментов, могли создать такое великолепное и огромное чудо. Стоит отметить, что чудес в пещерах Эллоры довольно много, просто принято считать, что все 17 индуистских, 12 буддистских и 5 джанайских храмов являются одним комплексом. В Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО описаны именно пещеры Эллоры, а не каждый отдельный храм.

Кстати, на вершине гор Кайласа есть еще один огромный храм – шиваитский, называется он Кайласанатха. Он также отнесен к комплексу пещер Эллоры. Так вот по преданиям древних индусов считается, что именно этот храм ведет на небо, и именно в нем обитает сам Шива. Это святилище высечено из монолитной скалы и украшено резьбой, красоту которой практически невозможно описать словами: повторить работу древних мастеров, пожалуй, не решится даже огромная строительная компания, обладающая самыми ультрасовременными инструментами.

К слову, Кайласанатху сделали под руководством человека, а не бога или представителя инопланетной цивилизации. Об этом говорит табличка из меди, найденная в одном из тайников шиваитского храма. Она гласит примерно следующее: «О, Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?». После расшифровки обращения мастера к богу Шиве, становится понятно, что Кайласанатху построили самые обычные люди. Как же тогда в глубокой древности удалось в буквальном смысле слова вырезать этот храм? На этот вопрос ответа пока, увы, не существует: есть предположения археологов, строителей и архитекторов, однако они остаются лишь теориями, которые еще только предстоит объяснить нашим потомкам. В настоящий момент можно лишь удивляться работе древних мастеров, которые явили миру одно из самых значимых чудес Индии – загадочные пещеры Эллоры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кind city
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: