Дворец топкапы в стамбуле

История дворца

Одной из главных туристических достопримечательностей Стамбула является Дворец Топкапи или Топкапы

На стратегически важном мысе Сарайбурну, разделяющим Мраморное море и залив Золотой Рог, в месте, с которого видны оба континента – Азия и Европа, в окружении красивых садов и удивительных видов на Босфор и Мраморное море, и был построен Дворец Султанов – Сераль или Сарай Джедит-и-Амирэ. Сейчас, вместо этого, по-восточному, пышного имени, в ходу другое название дворца – Топкапы, означающее Пушечные ворота, и его происхождение связано с грохотом от пушечных салютов, сопровождающих въезд и выезд султана из дворцовых ворот

То, что мы привычно называем словом дворец, являет собой огромное, но единое здание. Здесь же это – целый комплекс зданий, двориков и террас между зданиями. Как образно выразились на одном сайте, это каменная версия палаточных лагерей тюркских племен, из которой возникла Османская династия…

История дворца Топкапи восходит к 15 веку, к тому времени, когда турки, захватив, разграбили Константинополь, и Мехмед Завоеватель повелел воздвигнуть здесь резиденцию турецких падишахов . Сераль пробыл сердцем Османской империи почти до середины 19 века, тысячи бюрократов кишели в его стенах. Отсюда правили страной один за другим 25 султанов. Здесь были места королевских развлечений. В этих стенах падишахи ели и спали. Однако, полагаю, что многие из них имели серьезные проблемы со сном: предательство визирей, женская ревность, подросшие амбициозные сыновья – по множеству причин всегда было полно желающих устранить повелителя. И во времена Османской империи 19 султанов были убиты.

Пробыв королевской резиденцией на протяжении почти четырех столетий, в 1853 году он уступил место главного представительства империи Дворцу Долмабахче. С этого момента значимость его стала снижаться, а в 1924 году начался новый период его истории – Топкапы дворец стал государственным музеем.

В настоящее время Дворец Топкапи является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, одним из самых значительных памятников Стамбула. Он хранит огромное число экспонатов, всего их насчитывается около65 тысяч единиц хранения . Среди них редчайшие коллекции и реликвии мусульманского мира, есть даже одна христианская святыня – правая рука Иоанна Крестителя, та, которой он крестил Иисуса. Для обозрения выставлена только незначительная часть этого наследия, не превышающая их и десятую часть.

План дворца и ворота

Дворец построили по принципу четырех дворов (ворот): Ворота Повелителя, Ворота приветствия, Ворота счастья и четвертый двор с рядом помещений.

Макет дворцового ансамбля Топкапы (фото: Википедия)

Все дворы окружили стенами и разделили между собой.

План Топкапы (фото: Википедия)

Главные ворота – Ворота Повелителя, или Императорские ворота – сделаны из мрамора и ведут в первый и самый крупный двор (Двор янычар). Там находились служебные и подсобные помещения. Именно через эти ворота падишахи въезжали во дворец:

Ворота повелителя – главный и первый вход в Топкапы

Далее идут вторые (средние) ворота – это Врата приветствия. За этими огромными воротами во дворе был вход в султанский диван и казначейство, а также к башне правосудия. С нее можно было следить за казнью или за собраниями. Эта территория использовалось для торжественных мероприятий. В правой части двора были дворцовые кухни. В левой – переговорная и все остальные помещения.

Панорама вторых ворот Топкапы:

В сети больше популярны снимки именно средних Ворот приветствия.

Третьи – Ворота счастья, или блаженства. Как не трудно догадаться, они вели во двор с гаремом и во внутренние покои Эндерун. Также в третьем дворе был тронный зал султана, казна и клетка-кафес, в которой султаны запирали неугодных наследников престола. Еще в этом дворе была библиотека, сокровищница и тайный павильон падишахов. Вход в третий двор был строго воспрещен посторонним.

В экспозиции музея в третьем дворе Топкапы вы увидите мраморные колонны, библиотеку, фонтан и сокровищницу. В ней лежит расшитая драгоценностями одежда султанов. Интересно посмотреть на трон из 25 тысяч жемчужин и бриллиант в 20 карат. Фото в этом месте строго запрещено.

Аудиенция султана Селима III перед Воротами счастья. Рисунок датирован прим. 1789 – 1807 гг.

Четвертые ворота вели во двор с башней Башлала, мечетью Софа, павильоном для обрезаний, гранд-павильоном, Ереванским павильоном и т.п. Эта часть дворца тоже относится к личным покоям султана. Отсюда открывается шикарный вид на Золотой Рог.

Четвертый двор Топкапы – с него открывается шикарный вид на пролив

Рядом с Гранд-павильоном работает известный ресторан, в котором в свое время бывали королева Великобритании Елизавета II, Джеки Кеннеди, американский президент Никсон.

Экскурсии и цены

Дети до 12 лет платят полцены, а те, кому нет 9 лет, могут войти в Топкапы совершенно бесплатно. Стоимость трехчасовой экскурсии зависит от численности группы. Если в ней 10 человек, то это будет стоить около 220 долларов, а для 2 человек — 150 долларов. Гид предоставляет свои услуги в любой день, кроме вторника.

На территории резиденции следует соблюдать строгие правила. В частности, туристам запрещается:

  1. делать фотографии и снимать внутри залов;
  2. входить в музей с детской коляской;
  3. заходить в залы со священными реликвиями в неподобающем виде: в шортах, коротких юбках, открытых майках;
  4. использовать штатив можно только по разрешению.

На территории резиденции работают рестораны. Они находятся на нескольких дворах:

  1. ресторан «Каракол»;
  2. кафе «BKG Museum»;
  3. ресторан «Konyalı».

Сокровищница

Наверняка будет интересно посетителям посетить и сокровищницу султанов Османской империи, экспозиции которой расположены в четырех полутемных залах. Душный и слегка влажный воздух в этом помещении можно объяснить тем фактом, что когда-то здесь располагались личные турецкие бани султана и его приближенных. Чем вызван такой странный выбор помещения ответить сложно, да и не нужно, наверное, задаваться такими вопросами, когда перед глазами предстают настоящие восточные сокровища: золото, алмазы, аметисты, сапфиры, яшма, рубины и конечно изумруды, зеленый цвет которых соответствует цвету ислама. В сокровищнице Топкапы хранится самый большой в мире изумруд, можно также полюбоваться «Алмазом ложечника» — бриллиантом в 86 карат.

Алмаз ложечника

Легенда гласит, что ремесленник, занимавшийся изготовлением ложек, нашел алмаз в куче мусора и, решив, что это простая стекляшка, продал драгоценный камень за совсем смешную цену. В экспозиции можно увидеть два подсвечника, выполненные с царским размахом – из 48 килограмм чистого золота, украшенные 6666 бриллиантами (число аятов в Коране).

Большая часть экспонатов, расположенных в экспозиции, являются дарами. Причем здесь не только подарки, которые были преподнесены султанам, а и подарки, которые сами султаны отправляли в Мекку. Район Хиджаз на западе Аравийского полуострова, в котором расположен святой для ислама город Мекка, почти тысячелетие принадлежал Османской империи. Понятно, что султаны не могли, да и часто не хотели, совершать святое паломничество в Мекку – хадж, посылая взамен себя ценные дары, вроде тех подсвечников, что были упомянуты выше. Когда разразилась Первая мировая война, множество султанских подарков и часть мусульманских реликвий были вывезены в Стамбул командующим турецкой армии Фахреддин-пашой. После распада Османской империи вывезенные сокровища и реликвии остались в Стамбуле и теперь выставлены в экспозиции дворца-музея Топкапы.

Подарок иностранных послов

Что касается подарков, которые когда-то получали султаны от иностранных гостей, то география их очень обширна, есть подарки из Индии, России, Китая, Великобритании, Египта, Франции. В привычках османских султанов было дружить со всем миром, а с кем дружить не получалось – с тем вели войну. Например, Сулейман Великолепный за полувековой период правления успел повоевать с Сербией, Венгрией, Португалией, Испанией, Австрией, Венецией, Эфиопией, Индией, Арменией. Им также были покорены исламские княжества на юге Персидского залива, а военные походы простирались до Вены. Из всех стран в сокровищницу прибывали трофеи, часто в виде драгоценных камней, которыми придворные ювелиры щедро украшали все, что только могли: шкатулки, кувшины, доспехи, скипетры, кубки, мечи, кольчуги, кинжалы и, естественно, символы султанского могущества – троны.

Экспонат музея

Еще один экспозиционный отдел, который привлекает множество посетителей в дворец-музей Топкапы – это реликварий. Больше всего реликвий и святынь, представленных здесь, конечно, имеют отношение к исламу. Святые для мусулман экспонаты представлены плащом пророка, к которому султаны припадали губами во время религиозных праздников, прядью волос из бороды Мухаммеда, отпечатком его ноги и мечами, принадлежавшими его сподвижникам. Особенная атмосфера поддерживается в реликварии сменяющими друг друга, специально обученными чтецами, которые нараспев читают Коран.

Посетители, исповедующие христианство или иудаизм также найдут здесь для себя многозначащие святыни: мощи Иоанна Крестителя, жаровня Авраама, меч, принадлежащий царю Давиду, посох Моисея. О последнем экскурсоводы говорят, что это тот самый посох, с которым Моисей перешел расступившиеся воды Красного моря.

Завершается экскурсия по дворцу-музею Топкапы просмотром здания Багдадского дворца, в стройматериалах которого присутствуют редкие и дорогие материалы. И в заключение посетителям предстоит пройти по красивейшей лестничной площадке из тюльпанов, которая известна под названием Терраса Халич.

Багдадский дворец

Дворец Топкапы путеводитель. Дворец Топкапы — самый посещаемый музей в Стамбуле

Дворец Топкапы – уникальный архитектурный памятник Стамбула, которому насчитывается более 5 столетий. Исторический комплекс раскинулся на живописном мысе Сарайбурну (в переводе с турецкого «дворцовый мыс»), в месте, где знаменитый пролив Босфор соединяется с Мраморным морем. Некогда главная резиденция османских правителей сегодня преобразована в музей, который входит в топ самых посещаемых достопримечательностей мегаполиса.

Дворец Топкапы в Стамбуле занимает невероятную площадь в 700 тысяч кв. метров, что делает его одним из самых крупных музеев в мире. В состав комплекса входит четыре двора, в каждом из которых располагаются свои уникальные достопримечательности. Из-за таких масштабов строения дворец часто называют отдельным городом внутри Стамбула.

В залах замка представлено на обозрение не менее 65 тысяч экспонатов, что составляет лишь десятую часть от общей дворцовой коллекции. А само убранство музея пестрит искусными мозаиками, росписями, мрамором и элементами из золота. Если вы все еще не можете решиться посетить это место, то представляем вашему вниманию нашу подробную статью о дворце Топкапы в Стамбуле с фото и описанием, которая полностью развеет все ваши сомнения.

Краткая история

Мехмед Завоеватель

Султанский дворец Топкапы начали возводить в 1463 году при правлении Мехмеда Завоевателя — прославленного османского падишаха, которому удалось подчинить неприступный Константинополь. Местом для будущей знатной резиденции послужил мыс Сарайбурну, где когда-то возвышался византийский императорский замок, но к 15 веку он был практически разрушен, и от него осталась лишь церковь Святой Ирины.

Изначально дворец использовался султанами для проведения официальных заседаний и приема иностранных гостей. Женщины и дети в тот период на территории резиденции не проживали. Но уже в 16 веке во времена правления Сулеймана I Великолепного замок претерпел большие изменения. По просьбе своей жены Роксоланы (Хюррем), которая хотела жить как можно ближе к мужу, падишах отдает приказ перенести гарем в дворец Топкапы.

Вплоть до середины 19 века сооружение служило официальным местопребыванием османских правителей. Все изменилось в 1842 году, когда султан Абдул Мержид I, удрученный средневековыми интерьерами Топкапы, распорядился построить новый замок в стиле барокко, способный конкурировать с именитыми европейскими дворцами. Новая резиденция получила название Долмабахче , ее строительство было завершено в 1853 году, и именно тогда Топкапы утратил свое былое значение.

После падения Османской империи президент Турецкой республики Ататюрк присваивает Топкапы статус музея (1924 год). И сегодня этот исторический комплекс ежегодно посещает около 2 миллионов туристов, что делает его самой популярной достопримечательностью Стамбула и вторым по посещаемости музеем в Турции (1-е место у музея Мевланы в Конье ).

Структура дворца

По фото дворца Топкапы в Стамбуле сложно понять, насколько масштабно это строение: ведь замок состоит из четырех крупных дворов, в каждом из которых представлены свои знаковые объекты.

Двор №1

Это самая крупная секция из четырех, именуемая Двором Янычар. Одной из наиболее примечательных достопримечательностей данной части замка выступают Императорские ворота, через которые когда-то въезжали в резиденцию великие турецкие султаны. И именно отсюда османские падишахи выходили на пятничную молитву в Айя Софью (подробно о соборе читайте здесь .). Сегодня же любой путешественник имеет возможность пройти через некогда знатные ворота. Их двери полностью состоят из мрамора, а фасад украшают золотистые надписи на арабском языке.

Здесь султаны устраивали различные празднества, а также проводили церемонии пятничных намазов. Интересно, что только эта часть дворца была открыта для других посетителей: аудиенции падишаха тут ожидали иностранные послы и высокопоставленные государственные деятели. А особо важным гостям даже позволялось въезжать внутрь верхом на коне.

Дворец Топкапы и история

До строительства на территории, где сегодня располагается современный дворец Топкапы, раньше были многочисленные храмы, стадион и гимназия. До христианства на этом месте был акрополь Византия. Эти земли пережили множество эпох: эпоху греко-римских войн,  эпоху противостояния Афин и Спарты, эпоху борьбы за независимость и противостояние с Македонией, эллинистическую и римскую эпоху. За всё это время город разрушали и возрождали. Но всё изменилось при императоре Константине I Великом, в честь которого в 330 году город был назван и освящен Константинополем.

В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь, столицу Римской империи.  Специально для него был построен дворец, который расположился в районе площади Баязид. Церковь Святой Ирины превратили в склад для оружия, а спустя время это здание стало частью дворца Топкапы. Гарем султана разместили отдельно, рядом с тем местом, где позже был построен сам дворец Топкапы. Стройка началась в 1475 году.

Дворец Топкапы

С турецкого языка слово топкапы переводится как «пушечные ворота». Когда султан покидал или возвращался во дворец через главные ворота, традиционно  производился пушечный выстрел.

Мехмед II лично занимался проектированием комплекса. Изначально во дворце султаны не жили, а только занимались работой, решением государственных дел и приёмом послов. Но потом  дворец Топкапы стал домом для султанов, где они жили. Однако гарем всё также располагался отдельно от дворца.

Всё изменилось во времена правления султана Сулеймана. В здании гарема произошёл пожар, и его супруга Хюррем султан добилась переезда гарема во дворец Топкапы. Ради этого во дворце провели грандиозную перестройку.

Гарем Топкапы. Фото: Heracles Kritikos/Shutterstock

В 1854 году дворец Топкапы перестал быть главной султанской резиденцией из-за того, что Султан Абдул-Меджид I решил править из дворца Долмабахче. Убранство этого дворца устроено в изысканном европейском стиле.

В 1922-м году османский султанат был полностью ликвидирован президентом Турции Мустафа Кемалем Атарютк. А в 1923 году Турция была провозглашена республикой. После принятия всех этих реформ все дворцы, принадлежавшие османской династии, потеряли свои первоначальные значения и были превращены в музеи.

Интерьер одного из залов. Фото: Ruslan Kalnitsky/Shutterstock

Дворец Топкапы стал самым крупным музеем в мире! Приезжающим сюда людям доступна лишь малая часть коллекции, которая насчитывает около 65-ти тысяч экспонатов. Именно в этом месте хранят самые ценные мусульманские святыни: плащ, личный меч, пучок волос срезанный с бороды и отпечаток стопы самого пророка Муххаммеда.

Экскурс в историю

Ни одно самое подробное описание Топкапы не будет полным без осознания исторической важности строительства резиденции именно в этом месте – на мысе Сарайбурну, что переводится с турецкого, как дворцовый мыс. Первые поселения людей у бухты Золотой Рог относятся к эпохе неолита

Археологами найдены остатки городища, существовавшего около 8600 лет назад, а также древняя каменная летопись, подлинность которой не вызывает сомнений

Первые поселения людей у бухты Золотой Рог относятся к эпохе неолита. Археологами найдены остатки городища, существовавшего около 8600 лет назад, а также древняя каменная летопись, подлинность которой не вызывает сомнений.

В 667 году сюда прибыли греческие переселенцы из Мегары. Основав колонию, они выстроили небольшой город, назвав его в честь царя Византии, главы своего славного похода. Дела пошли на лад, поселение решили назначить столицей Восточной Римской Империи. Возвели правительственный дворец, город нарекли Константинополем, в честь императора Константина.

Султан Мехмед Завоеватель покорил Константинополь в 1453 году. От императорского замка остались руины, на которых правитель Османской империи повелел возвести новый дворец, красотой и величием превосходящий все здания поверженной им Византии.

Строительство начали в 1459 году и завершили через 10 лет. Дворец назвали Топкапы, что в переводе означает «пушечные врата», причем, благодаря совершенно реальному факту. Каждый въезд и выезд султана из главных ворот сопровождался пушечными залпами из орудий, спрятанных в бойницах.

Удачное расположение дворца Топкапы позволяло полностью контролировать ситуацию и отслеживать перемещение любых судов по Босфору, что очень важно со стратегической точки зрения. Мощные оборонительные стены, частично построенные на остатках византийских фортификационных сооружений, делали замок практически неприступным

Современный дворец Топкапы в Стамбуле сохранил аутентичную османскую архитектуру, но далек от первоначального варианта. В его стенах сменили друг друга 25 султанов, каждый стремился внести что-то новое. В результате получилось эклектическое смешение эпох и вкусов, по-восточному прекрасное и гармоничное. 

Четвертый двор дворца Топкапы.

Поднявшись по лестнице, мы увидели Диван-мечеть.

Топкапы — султанский дворец в Стамбуле фотография 19

Далее расположен Дворец Меджида, являющийся самой поздней постройкой в Топкапы. Это своеобразный прощальный подарок Абдул Меджида I, который он сделал Топкапы незадолго до переезда в новый султанский дворец Долмабахче. Дворец совсем не типичен для османов, он больше напоминает европейские дворцы. Это не удивительно, ведь европейская культура оказывала значительное влияние на вкусы османских султанов. Смотрите сами, этот дворец кардинально отличается от всего остального в Топкапы.

Топкапы — султанский дворец в Стамбуле фотография 20

Важным зданием для султанской семьи являлась палата главного лекаря. Здесь раньше располагалась аптека, где готовили всякие «зелья» для султанского двора. Думаю, что яды, чтобы травить друг друга женщины добывали тоже здесь.

Топкапы — султанский дворец в Стамбуле фотография 21

Лестница ведет к единственному деревянному зданию Топкапы — Диван-дворец или Павильону с террасой. Изначально эти помещения служили местом отдыха, а позднее превратились в покои для гостей.

Топкапы — султанский дворец в Стамбуле фотография 22

Аудиогид и схема дворца Топкапы

Думаю, что многие со мной согласятся — ходить по музеям гораздо интереснее в компании русскоязычного аудиогида. К счастью, в Топкапы этот самый аудиогид есть.

Покупаете билет, заходите внутрь и видите небольшой киоск, где за залог и 15 лир (около 7 долларов) дают в аренду аудиогид. Залогом может быть 50 евро или паспорт.

Здесь дают русский аудиогид в Топкапы

Здесь дают русский аудиогид в Топкапы

Вместе с аудиогидом нам вручили схему дворца Топкапы.

Топкапы — султанский дворец в Стамбуле фотография 24

Скачать схему-план дворца Топкапы

1. Кассы музея Топкапы и Сокровищницы
2. Первый двор, двор Войска, двор Янычар, Алай Мейданы (Alay Meydan?)
3. Церковь Св.Ирины (Aya Irini Kilisesi)
4. Вход в Монетный двор Дарпхане (Darphane-i Amire) и Археологический музей (Arkeoloji M?zesi)
5. Ворота Приветствия Баб-юс Селям (Bab-?s Selam)
6. Второй двор, двор Дивана, Диван Мейданы (Divan Meydan?)
7. Выставка дворцовых экипажей
8. Выставка китайского фарфора
9. Выставка европейского фарфора
10. Кухонный дворец Сарай Мутфаклары (Saray Mutfaklar?)
11. Выставка турецкого фарфора
12. Ворота Счастья, ворота Блаженства, Баб-юс Саадет (Bab-? Saadet)
13. Выставка оружия (Silah Seksiyonu Sergi Salonu), здание Внешней казны Дыш Хазине (DИ Hazine)
14. Зал Дивана Диван-ы Хумайюн (Divan-? H?ayun)
15. Вход в Гарем, ворота Араба Капы (Araba Kap?)
16. Гарем дворца Топкапы (Harem Torkap?)
17. Двор матери султана Валиде Султан
18. Покои матери султана Валиде Султан
  19. Салон Мурада III (III. Murat KИk?)
20. Покои Ахмеда III (III. Ahmet KИk?)
21. Двор фавориток Гёзделер (G?zdeler Meydan?)
22. Тронный зал, зал Аудиенций (Arz Odas?)
23. Библиотека Ахмеда III (III. Ahmet K?t?phanesi)
24. Дворцовая библиотека Топкапы (Topkap? K?t?phanesi)
25. Третий двор Эндерун (Enderun)
26. Сокровищница Хазине Кошугу (Hazine Ko?u?u)
27. Галерея портретов султанов
28. Выставка часов
29. Павильон Священной мантии и святых реликвий (Hirka-? ?erif)
30. Летний дворец Абдул-Меджида, павильон Меджидийе (Mecidiye Saray?), ресторан Konyalt?
31. Домик главного лекаря
32. Павильон Разговлений, беседка Ифтарийе (Iftarye)
33. Ереванский павильон, летний дворец Реван (Revan KИk?)
34. Багдадский павильон, летний дворец Багдат (Ba?dat KИk?)
35. Диванный павильон (Sofa KИk?), фонтан и терраса Султана (Sofa-i H?mayun)
36. Зал обрезания Сюннет Одасы (S?nnet Odas?)

Третий двор

Чтобы попасть в третий двор, надо пройти через ворота, носящие замечательное название – Ворота Счастья (Баб-ус-саадет‎). Третий двор называли Эндерун – Внутренний дворец. Он особенно красив, подстриженные газоны, цветы, деревья вдоль аллеи, фонтаны, древние серебристо-серые здания, внутри которых потоки света из окон и витражей падают на изникские плитки, на раздвижные двери с резными деревянными панелями, на мягкие сиденья, создавая ощущение мира и покоя.

Тронный зал или зал Аудиенций

Сразу за порогом Ворот Счастья находится стоит Зал Аудиенций. Султан сидел на своем золотом, украшенным изумрудами троне , и слушал доклады Великого Визиря о работе Дивана. Присутствующие при этом сидели на полу. Здесь же принимались иностранные послы, которых при этом сопровождали два белых евнуха. Каждый из них держал одну руку иностранного гостя для предупреждения возможных недружественных поступков последнего. Маленький фонтан у правой двери обеспечивал приватность беседы.

Библиотека Ахмета III

В центре третьего двора находится библиотека Ахмета III. Это здание прекрасной оттоманской архитектуры с множеством окон и соблазнительных мягких диванов, на которых, верно, было бы так славно посидеть и почитать… Ранее здесь хранились более чем 3.500 рукописных книг по теологии и исламскому праву на турецком, арабском и персидском языках. Некоторые были инкрустированы перламутром и слоновой костью. Хотя уже сейчас самих книг здесь нет, их хранят в другом месте, библиотеку все же стоит посетить, чтобы полюбоваться над окнами и на стенах плитками 16-го и 17-го века из Изника.

В здании школы пажей представлена ценная коллекция султанской одежды. В ней около 2,500 предметов: от парадных султанских халатов из драгоценных тканей с самоцветными камнями и мехом до более скромных повседневных. Все вещи бережно сохранялись. На выставке можно увидеть маленький детский кафтанчик султана Селима и отлично сохранившийся кафтан из красного и золотого шелка, принадлежащий Мехмеду Завоевателю, возраст которого более пятисот лет.

Сокровищница

Она содержит огромную коллекцию подлинных уникальных ювелирных изделий. Золото, серебро, рубины, изумруды, нефрит, жемчуг, бриллианты… Блестящие и сверкающие сокровища! Великолепие!

Доспехи султана Мустафы III, состоящие из железной кольчуги, украшенной золотом и инкрустированной драгоценными камнями, его золоченый меч и щит. Трон султана Мурата IV из эбенового дерева с инкрустациями. Золотая индийская музыкальная шкатулка. Многие предметы никогда не покидали пределы дворца.

В следующей комнате находится кинжал Топкапы. У него золотая рукоять, украшенная множеством алмазов и тремя огромными изумрудами, под одним из которых спрятаны золотые часы. Он предназначался в подарок персидскому шаху. Однако, пока подарок был в пути, шаха убили. Тогда дар вернулся назад в Топкапы дворец.

Третья комната сокровищницы хранит 86-каратный Алмаз Кашикчи – так называемый алмаз Ложечника, окруженный 49 бриллиантами. Камень, таинственно попавший в кучу мусора, и найденный там каким-то бедняком, не понимавшим его истинной ценности, был обменян нашедшим на 3 деревянных ложки, оттуда и пошло название камня.

Павильон священных реликвий

Это залы в которых хранятся священные реликвии ислама: один из зубов пророка Мухаммеда, волос из его бороды, меч, знамя, самое священное сокровище – мантия пророка и еще несколько редкостей. В это помещение входить нельзя, можно только заглядывать из открытой двери. Даже самому султану и его семье было разрешено входить сюда только раз в году на 15-й день Рамадана. Сюда приходит много паломников, стоят длинные очереди.

На третьем дворе в различных зданиях размещалась школа Эндерун — центр подготовки управленческих кадров Османской империи. Здесь обучались христианские мальчики, которых турки насильно отбирали у родителей. К детям внимательно присматривались, их изучали и направляли обучаться согласно способностям и склонностям. Кузница кадров для османского двора и правительственных учреждений готовила из одаренных мальчиков высококлассных специалистов по семи направлениям. Из мальчиков после обучения в Эндеруне получались и выдающиеся министры империи, и крупные должностные лица, и чиновники, и янычары, и даже архитекторы. Великий Синан учился здесь.

Гарем – фантастический и фактический

Название произошло от арабского слова “харам” и означает “защищено”, или “запрещено”. Согласно исламу несколько вещей являются “харам”, в том числе употребление в пищу свинины и разглядывание жены другого мужчины. Гарем – это часть дома, которая была закрыта для всех, кто не являлся членом семьи. Здесь были частные жилые помещения султана Османской империи, его матери, сестер, иногда – братьев, дочерей и несовершеннолетних сыновей, жен, нескольких сотен наложниц, а также евнухов и многочисленной прислуги. Из посторонних мужчин сюда могли попасть только музыканты, учителя наследных принцев и врачи. Конечно, все они должны были быть мусульманами.

А стоит ли удивляться этому нежеланию выставлять на обозрение свою частную жизнь? Ведь и королевские особы Европы тоже старались охранить ее с не меньшим рвением.

Именно закрытость гаремов мусульманских правителей порождала всевозможные фантастические предположения. Это в равной мере касается любых секретных вещей. Все, что окутывает тайна, порождает у простых смертных массу всяких домыслов.

И западная общественность представляла себе гарем:

  • либо как место множества молодых, чувственных, скудно одетых красавиц, в томных позах возлежащих вокруг бассейнов и имеющих единственную цель и желание – разжечь сексуальные фантазии султана и угодить своему повелителю,
  • либо как место ужасов, пропитанное завистью, неволей и бесправием обитательниц, с отравлениями, убийствами, произволом и капризами султанов и евнухов, с кожаными мешками, в которых, как котят, топили несчастных.

Обе крайности вполне объяснимы, если вспомнить, что вообще увидеть гарем удалось лишь очень малому числу европейцев.

Так какой же он был? Такой и не такой.

Действительно, самым богатым и интригующим в исламском мире был гарем султана Османской империи в Стамбуле. Жили в нем молодые девушки необыкновенной красоты. Но не только молодые, там жили женщины разных возрастов. Говорят, что султан предавался здесь разврату в любое время по своему желанию. Ведь у Мурата III насчитывалось аж 112 детей! Однако, в гаремах никогда не было тех оргий, которые устраивали аристократы в Европе в 18 веке, будучи уверенными, что подражают турецким султанам. Султан даже так запросто зайти в гарем не мог, сначала он должен был сообщить о своем намерении и его визит был обставлен определенным протоколом. Соблюдались значительные ограничения в сексуальной сфере . Во время акта любви султаны целомудренно прикрывались парчовым покрывалом.

Действительно, Ибрагим I приказал утопить в заливе 280 своих жен из гарема. Но ведь и прозвище Безумный он получил не зря. Это был психически ненормальный человек и, к тому же, злой и агрессивный. Удивительно, но в период 15-17 веков, во многих странах монархи аккумулировали в себе всевозможные пороки.

Бывали и случаи, когда султан ссылал провинившуюся наложницу в Старый дворец, но такое случалось нечасто. Султаны не обращались со своими женщинами так, как, скажем в 19 веке обращались со своими крепостными русские дворяне. Генерал-лейтенант Измайлов, герой 1812 года, в своем поместье завел гарем из крепостных, в котором замучил около 500 его обитательниц. И Измайлов, оставшийся безнаказанным, был не одинок.

Возвращаясь к султанам. Да, они бывали деспотичны. Но и их сердца знали чувство привязанности, нежности и страсти. И нравы султанского двора за пятьсот лет делались все мягче. Если в начале существования османской империи каждый новый султан, входя на украшенный драгоценными камнями императорский трон, не раздумывая избавлялся от конкурентов – братьев, то позже братья султана, вместо шелковой удавки, заключались в клетку рядом с султанским гаремом. А в 19 веке и клетку перестали использовать. В этом веке была запрещена и работорговля. И девушки в гарем султана поступали либо сами, с согласия родителей, либо их привозили сюда представители кавказских народов.

Огромное количество женщин, разных национальностей, привычек, темпераментов, с разной степенью тоски о невозвратном прошлом, с конкуренцией за внимание султана, со жгучей тревогой, связанной с будущем рожденных здесь сыновей… И при этом живущих в замкнутом пространстве! Поистине, царящая здесь атмосфера – настоящая гремучая смесь. Покой и мир в здесь сохранять очень сложно

Зависть, козни, интриги, склоки, конфликты разной степени сложности – все это случалось в султанском гареме нередко.

Из многих и многих сотен женщин, что провели здесь свою жизнь, известны имена лишь нескольких, поэтому как можно понять, что здесь происходило в действительности?

Дворец Топкапы: от древности до наших дней

Дворец Топкапы: от древности до наших дней

Место для строительства дворца выбирали недолго, объект возвели на руинах императорского дворца. Откуда в Турции императоры? Исторические хроники рассказывают, что на мысе бухты Золотой рог люди начали селиться со времен неолита, очень приглянулись поселенцам богатые леса и близость моря с его дарами.

Археологи нашли на месте постройки древнейшее городище. Возраст керамики, наконечников стрел доказывает, что люди селились на мысе 8600 лет назад. Обнаруженная полуистертая каменная летопись рассказывает о множестве эпох, прошедших за почти десять тысячелетий.

И все же, откуда тут императоры. В 667 году до н. э. местность облюбовали греческие колонисты. Они прибывали из Мегары (город рядом с Афинами). Свое поселение греки назвали в честь полководца – царя Византия. Поселок успешно торговал, разрастался, превращался в город. Процветающий центр избрали столицей Восточной Римской империи. В ознаменование достижений, на мысе выстроили шикарный дворец, город переименовали в Константинополь. Так Византий стал одной из знаковых столиц древнего мира.

Но все эпохи проходят периоды расцвета и заката. В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель разрушил Константинополь. А на руинах дворца приказал построить резиденцию для себя и своих приближенных. Вот так и появился дворец Топкапы.

Замыслы султана не шли ни в какое сравнение с современными миллиардерами. Он задумал построить небывалый комплекс, который бы превосходил все самые красивые строения поверженного Константинополя в частности и империи вообще. Лучшие мастера продумывали и предлагали проекты, ни один не нравился Мехмеду II Завоевателю.

Наконец, в 1459 году султан одобрил задумку мастера и велел заложить первые камни фундамента. Строительство продолжалось 10 лет. Комплекс поражал своими размерами, продуманностью и гармоничным сочетанием красоты, эффективности. Получился настоящий «город в городе» со своими оборонительными сооружениями, защитной стеной.

Название дворца переводится как Пушечные врата. Это имя комплекс получил по наименованию главных ворот. Сегодня их можно увидеть рядом с собором Святой Софии. Ворота не производят грозного впечатления, но ранее это были оборонительные сооружения, в бойницах которых можно было видеть пушки.

Султан Мехмед II Завоеватель выстроил дворец, а Сулейман Великолепный значительно расширил комплекс. Работы начались в первой половине XVIвека и продолжались в течение нескольких столетий. Каждый правитель что-то добавлял, убирал, строил дополнительные объекты на свой вкус, выбор.

Дворец Топкапы видел 25 султанов, они поочередно сменяли друг друга, властвовали в свое удовольствие и каждый отличился собственными деяниями. В XIX веке султану Махмуду II пришло в голову вынести резиденцию за пределы Topkapı Sarayı.

Теперь основная обитель халифа расположилась на берегу Босфора, а старый комплекс продолжал жить своей жизнью. В его покоях обитали наложницы под бдительной охраной евнухов, кипела работа на кухне, музыканты и шуты продолжали свои представления.

Османская империя прожила более 600 лет. Это были годы покоя и войн, разрушений и расцвета. Все рухнуло после Первой Мировой войны. В 1924 году лидер революционного движения Мустафа Ататюрк приказал избавить Топкапы от султанов, сделал из комплекса музей, открытый для всех посетителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кind city
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: