Амьенский собор

Готические соборы Франции: особенности строительства

На протяжении всего 13-го века развивалась колоссальная строительная деятельность по всему северу и северо-западу Франции. К концу столетия она начинает снова оживать и на юге.

Большие соборы в процессе постройки увековечили в неповторимых произведениях историю своего времени — переход от хаоса феодализма к мощной феодальной монархии.

Правда, можно привести многочисленные, часто граничащие с курьезами примеры крупных построек, начатых в XIII веке и законченных только в XVII веке с разными добавлениями, абсолютно противоположными по стилю. Причины этого следующие:

  • готические соборы были очень дорогими в строительстве
  • для возведения собора требовались тысячи рабочих и умелых мастеров для многолетней работы
  • технические возможности и расчеты не соответствовали амбициям архитекторов и заказчиков (допускались серьезные ошибки).

В 14-ом веке возникают новые архитектурные формы. В это время строятся многочисленные башни в стиле поздней «пламенеющей» готики. На старых больших постройках, однако, не добавляются новые завершения башен (за редкими исключениями, как, например, в Руане или на северной башне западного фасада Шартрского собора в 16-ом веке).

Они сохранили до нашего времени свой грозный вид крепости, значительно смягченный только в Реймсе и Амьене.

Рассмотрим подробнее соборы высокой готики Франции: Амьенский собор и Собор Святого Петра в Бове.

Собор Святого Петра в Бове

Собор Святого Петра в Бове.ФранцияВ Соборе Святого Петра в Бове.Франция

Последним этапом в эволюции строительства 13-го века является собор в Бове. Его строительство началось в 1225 году. Колонны превратились здесь в стенные сегменты динамического поперечного сечения, несущие самый высокий готический свод в 48 м. Стены как тончайшее кружево из камня и стекла. Над всем этим «парит» на головокружительной высоте остроконечная крыша.

Фасады собора вообще не имеют башен. Снаружи здание выявляет структуру, затушеванную внутри: высокие контрфорсы тесным строем окружают здания, его подпирают подпружные арки.

Бове был резиденцией богатой гильдии ткачей. Его стенные ковры, вытканные оригинальным способом, конкурировали с парижскими, фландрскими и западно-швейцарскими художественными коврами. Поэтому и собор был построен без символов готовности к обороне, без крепостных атрибутов, без боевых башен.

Возможно также, что это связано с тем, что постройка началась в 1225 году, в 1272 году была почти закончена, а в 1290 году частично разрушилась (крыша оказалась слишком тяжелой). Строительство возобновили, укрепили столбы и контрфорсы. Руководителем восстановительных работ, закончившихся в 1347 году, был Энгеро ле Риш.

В 1569 году завершили возведение башни высотой 72 метра. И с 1569 по 1573 год собор в Бове был самой высокой постройкой не только Франции, но и мира. Однако в 1573 году высокая башня обрушилась. И собор по сей день остается без нефа и башни.

«Если бы не случилось этого несчастья, собор в Бове стал бы величайшим произведением готики», — полагает Камилл Энлар в «Истории искусств».

Башня Сен-Жак

Яркий пример пламенеющей готики возвышается над 4-м округом Парижа, башня Сен-Жак привлекает взоры туристов своей монументальностью и величием.

Её строительство завершилось в 1523 году, а вершину башни венчает статуя Святого Иакова. Окружают статую мифические крылатые фигуры, символизирующие четыре символа и добродетель евангелистов.

В начале 2000-х. муниципалитет Парижа провёл масштабную реконструкцию, и сегодня это важный культурный объект столицы. Из-за узкой лестницы, ведущей к вершине постройки, туристов пускают внутрь небольшими группами, по 17 человек в час.

18

Световое шоу — Фасад в цвете

В процессе лазерной очистки в 1990-х годах было обнаружено, что западный фасад собора изначально был окрашен в несколько цветов. Была усовершенствована техника для определения точного состава цветов, которые применялись в 13 веке. Затем, в сочетании с лабораториями EDF и опытом Общества Скерцо, были разработаны сложные методы освещения, чтобы точно проецировать эти цвета непосредственно на фасад, воссоздавая полихроматический облик 13 века. При проецировании на Статуи вокруг порталов, в результате получается потрясающая экспозиция, которая оживляет фигуру. Проецируемые цвета тусклые для фотографирования, но камера хорошего качества DSLR обеспечивает отличные результаты, как показано ниже.

Полный эффект цвета может быть лучше всего оцененным при прямом просмотре с музыкальным сопровождением, что можно сделать на шоу Son et lumière, которое проводится летними вечерами, во время Рождества. Ярмарка и Новый год.

Монолитная церковь Сен-Жан

Город Обтер-сюр-Дрон — небольшой и живописный, с традиционной архитектурой и причудливыми домами. Но самая невероятная достопримечательность города находится под землей. Это монолитная церковь Сен-Жан, почти полностью вырезанная из известняка. Построена она была в VII веке, а значительно расширена в XII веке. Церковь имеет сводчатый неф, бассейн для крещения и десятки древних захоронений. Хотя это далеко не традиционная французская церковь, она действительно уникальна и единственная в своем роде.

Фото: By Lamiot (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Фото: By Lamiot (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Фото: By Lamiot (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Бастилия

Начнём с памятника, который был разрушен в 1789, и остался только в старых чертежах и изображениях. Париж строился как готический город, и потому его главная крепость, выстроенная в 1370 году, естественно, была построена в стиле готики.

Название происходит от французского «бастида» — небольшого каменного укрепления, а со временем стал мрачным символом Абсолютизма. Тюрьма, в которой содержали государственных преступников, всегда вызывала страх у французов.

Когда во Франции разгорался пожар революции, первым зданием, которое разрушил народ, стала именно Бастилия. А день разрушения, 14 июля, стал национальным праздником.

2

Шартрский собор во Франции

Собор города Шартр – это один из самых популярных храмов во всей Франции. Он имеет множество уникальных особенностей, выгодно выделяющих его на фоне остальных храмов. Рассмотрим все по порядку.

На месте, где располагается нынешний собор, ранее находились небольшие церкви, где хранилась плащаница Богоматери. Первый собор возвели в XI веке, но простоял он не так долго, полностью сгорел при пожаре. На его месте возвели новый храм, выполненный в романском стиле, который по тем или иным причинам ожидала та же участь. Строительство современного собора началось в XII веке. В его процессе участвовало огромное количество французов. Завершили возведение здания в 1260 году, тогда же и состоялось его официальное открытие. Интересным является тот факт, что рассматриваемый собор в Шартре во Франции до сего дня практически полностью сохранил свой первозданный вид. Безусловно, здесь проводились реконструкции и восстановительные работы, но они не предполагали внесения кардинальных изменений в архитектуру.

Начиная знакомство с собором, следует рассмотреть его фасад. Здесь можно видеть две уникальные башни, возвышающие здание до небес. Высота первой составляет 105 метров, вторая башня выше на 8 метров. При этом одна башня выполнена в романском стиле, а другая – в готическом

Также, будучи у входа в собор, следует обратить внимание на уникальную розетку, украшенную витражами; астрономические часы, располагающиеся на фасаде с южной стороны. Часы были помещены здесь еще в XVI веке, первоначально показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката солнца, фазы луны, текущий знак зодиака

В XVIII веке механизм был сломан, полностью восстановить его информативность так и не удалось.

Зайдя внутрь храма, вы увидите удивительные витражи, подобных которым нет нигде. Они являются главной примечательной особенностью собора, в общей площади составляют более 2 000 кв. м., а по количеству их больше 170. Здесь сохранились и витражи, которыми храм декорировался еще во время своего строительства – в XII веке, эта особенность делает здание еще более ценным

Пол собора в Шартре во Франции имеет необычный лабиринт, чем привлекает внимание посетителей святыни

Интерьер Амьенского собора

После прихотливого резного убранства фасадов внутри собора ожидаешь увидеть нечто необыкновенное. Но стены храма почти лишены убранства – их опоясывает только рельефная гирлянда. Внутреннее пространство храма почти пополам делится широким трансептом.

Уходящая вглубь стройная, легкая колоннада высотой 18 м создает впечатление простора, свободного пространства, пронизанного воздухом и светом. Во многом это ощущение достигается за счет больших размеров здания, но еще больше – из-за отсутствия традиционных витражей.

Один из французских историков искусства даже сказал, что «в Амьенском соборе не жалеешь о том, что он утратил все свои витражи, ибо глаз беспрепятственно скользит по освещенной поверхности камня, любуясь красотой линий». Свои витражи Амьенский собор действительно утратил полностью: в XVIII веке революционные граждане, вдохновленные лозунгом Вольтера «Убей гадину!», переколотили их камнями.

Хорошо еще, что части влиятельных горожан Амьена удалось остановить погром, и благодаря этому ущерб собору был нанесен минимальный – в сравнении, скажем, с тем, что натворили поборники равенства и братства в соборе Парижской Богоматери.

Из числа старинных предметов в Амьенском соборе сохранились деревянные скамьи для молящихся, изготовленные в начале XVI столетия. Скамьи покрыты рельефами на темы Ветхого Завета и рельефами, изображающими историко-бытовые сценки. Всего здесь изображено около 4500 фигур.

Традиционные окна-розы в Амьенском соборе выполнены в виде восьмилепесткового цветка шиповника, напоминающего только что распустившийся бутон. И «роза», и стрельчатые окна высотой в 12 м раньше были застеклены многоцветными витражами.

Поэтому высокие своды собора казались затененными и как бы покоились на стенах, излучавших неяркий переливчатый свет. Мягкое освещение падало то с одной, то с другой стороны – в зависимости от времени дня. А самой светлой частью в соборе был алтарь, освещаемый высокими стрельчатыми окнами апсиды.

Такое умелое распределение света, характерное вообще для готических соборов Франции, создавало особое возвышенное настроение у молящихся. Но для того, чтобы правильно распределить эти потоки света, нужно было быть незаурядным мастером.

В годы Первой мировой войны Амьенский собор оказался в непосредственной близости от линии фронта. Несколько раз в него попадали и шальные, и прицельно выпущенные снаряды. Однако благодаря тому что горожане обложили фасады собора мешками с песком, серьезных разрушений этой величественной достопримечательности Франции удалось избежать.

Амьенский собор оказал большое влияние на зодчих, возводивших в последующие времена готические постройки в других областях Франции. Из других великих готических памятников Европы также следует отметить Руанский собор во Франции, Кельнский и Ахенский соборы в Германии.

Казначейство

Сокровищница находится в апсиде в восточной части собора, на южной стороне возле ризницы. Коллекция реликвариев и других драгоценных предметов была рассеяна в 1793 году во время революции, но постепенно некоторые из сокровищ были возвращены, некоторые были воссозданы, а другие были добавлены другими дарителями.

Особый интерес представляют корона Параклета, изготовленная примерно в 1230–1240 годах, которая была спасена от разрушения в цистерцианском монастыре Параклета, а не в Амьене. Он содержит то, что считается реликвиями Страстей Христовых, помещенных в позолоченную эмалированную корону, украшенную драгоценными камнями, жемчугом и драгоценными камнями. Прекрасная статуя Девы Марии с младенцем, сделанная из полихромного дерева в 15 веке, также находится в Сокровищнице.

Другие интересные объекты находятся в часовнях вдоль нефа и трансепта. Первым толчком к строительству собора послужила установка предполагаемой головы Иоанна Крестителя 17 декабря 1206 года. Голова была частью добычи Четвертого крестового похода , которая была отвлечена от кампании против турок на разграбление из Константинополя , столицы византийской империи . Для черепа был изготовлен роскошный реликварий с ликом святого. Хотя череп и оригинальный реликварий были утеряны во время революции, была сделана его копия 19 века, которая выставлена ​​на северном проходе.

Готика Франции

Определение 1

Готическая архитектура во Франции – это период господства готического стиля на территории современной Франции. Он продолжался с 40-х годов XII века до начала XVI века.

На смену готическому стилю в Западной Европе пришел Ренессанс.

Готический стиль зародился в королевском домене страны и очень быстро распространился по всей Западной Франции. Впоследствии готические формы перекочевали в архитектуру и других европейских стран. Мастерство архитекторов, работавших в готическом стиле, достигло своего пика в XIII веке, после чего развитие стиля характеризовалось преимущественно повышением квалификации ремесленников (например, в области обработки камня).

Готика как французский стиль сразу после появления стала примером для подражания для большинства европейских стран. Надо сказать, что в большинстве из них готические формы приобретали ярко выраженный национальный оттенок.

Отдельные архитектурные образцы или исторические ансамбли готической архитектуры Франции внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рисунок 1. Cобор в Эврё. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В начале XII века территория современной Франции была разбита на несколько феодальных образований (герцогств и графств). Лишь небольшая часть территории страны (современный регион Иль-де-Франс) управлялась королевской династией Капетингов. Следует заметить, что власть короля в сравнении с властью соседних герцогов была невелика

Единственной, но немаловажной чертой королевской власти была её сакральность, поскольку в этот период люди считали, что королем становятся исключительно божьи помазанники

В эпоху Средневековья любое религиозное сооружения было центром культурной и общественной жизни. По воскресеньям в соборах проходили мессы и другие религиозные церемонии. В остальные дни недели соборы и храмы использовались для проведения переговоров между купцами и членами городских общин. Помимо этого, собор в любом крупном городе Франции играл важную роль в градостроительной планировке, поскольку именно от него начинались все главные улицы. Ни одно здание города не могло соперничать с храмом по высоте.

Витражи

Сохранилось лишь несколько оригинальных витражей; многие были сняты во время перестройки собора в 18 веке. Другие были разрушены, когда церковь была разграблена протестантскими гугенотами в 1561 году, ураганами в 1627 и 1705 годах; экспозицией пороховой мельницы в 1675 году. Большая группа ранних окон, которые были сняты в 1914 году, чтобы защитить их от повреждений во время Первой мировой войны, были разрушены в 1920 году, когда мастерская, где они хранились, сгорела.

Некоторые из ранних стекол датируются тем же периодом, что и Шартрский собор, хотя большинство самых ранних окон исчезло. Некоторые из самых ранних стекол, датируемых примерно 1269 годом, можно найти в двух ланцетах в высоких окнах часовни в конце апсиды, в восточной части собора. Эти два окна изображают одну и ту же сцену, одно противоположное другому. На них изображен священнослужитель, преподносящий витраж Деве Марии, которой посвящена часовня. Ангелы несут короны, которые они держат над головами удлиненных фигур.

Несколько очень ранних стеклянных панелей, датируемых 1300 годом, можно увидеть в окнах трифория, на среднем уровне стены, в апсиде. Они изображают монументальные шествия святых, апостолов, пророков и епископов на фоне светлого стекла, чтобы выделить их. Они обращены к центру апсиды, под окном с изображением Девы Марии и Благовещения.

Несколько других оригинальных панелей 13-го века, в том числе одна, изображающая царя Давида из окна Древа Иессея, изображающая генеалогию Христа, находятся в капелле Святого Франциска Ассизского в апсиде.

Новаторской особенностью верхних окон Амьенского собора было то, что они заполняли все пространство верхней стены. Благодаря тонким каменным столбам, разделяющим группу стрельчатых окон и маленьких круглых окон на верхних уровнях, а также массивным контрфорсам на внешней стороне, которые обеспечивали поддержку стен, отдельные окна в каждом пролете, казалось, сливались в одно большое окно. , наполняя светом нижний неф.

Большая часть витражей в соборе относится к 19 веку. Окно в капелле Святого Феодосия в апсиде, например, было сделано художником по стеклу Жерентом в 1854 году, подаренным императором Луи Наполеоном . В нижней части окна изображены император, императрица Евгения , епископ Амьена и папа Пий IX . В соборе также есть стекло 20-го века в стиле ар-деко в часовне Сакре-Кёр, созданное в 1932-34 годах мастером стекла Жаном Годеном по эскизам художника Жака ле Бретона.

Окна-розетки

Каждое из трех окон-розеток представляет разные периоды строительства собора. Окно-роза на западном фасаде — самое старое, датируемое 1221–1230 гг., Относящееся к периоду высокой готики , и представляет Христа в окружении символических фигур Апокалипсиса. Окно- розетка северного трансепта имеет характерный излучающий узор в стиле районантской готики.

Окно-роза южного трансепта является самым последним из них, датируемым 1489–1490 гг., С изгибами и обратными изгибами в стиле поздней готики Flamboyant . На нем изображены четырнадцать ангелов, направляющихся к центру окна, в стиле, характерном для оконного стиля Пикара 15 века.

Архитектурные особенности

Амьенский собор во Франции является одним из крупнейших объектов католического наследия. Размеры постройки впечатляют: в длину он растянулся на 145, в ширину – на 59, в высоту – на 42,5 метра. На площади в 7,8 тыс. квадратных метров на момент завершения строительства можно было разместить все население Амьена (примерно 10 тыс. человек).

Величественность Амьенского собора

На соборных фасадах изысканная скульптура сливается с архитектурными деталями настолько органично, что создается ощущение изначального тандема. Многие эксперты уверены, что над созданием такого шедевра должен был трудиться гениальный строитель, обладающий задатками скульптора и мастера-каменотеса. Неизвестно как, но этот человек заставил всех участников возведения собора работать в единой связке. Никаких лишних деталей, вычурных линий и прочих неуместных элементов.

Если смотреть на собор Амьенской богоматери со стороны, он напоминает ларец с драгоценностями. Об этом говорят абсолютно все его черты: рельефные линии, скульптурные элементы, узоры резного орнамента. Особенным убранством может похвастаться западный соборный фасад, который считается главным. На трех пышно украшенных порталах покоится первый ярус постройки. Прямо над главными воротами помещена статуя Иисуса, который попирает химеру и льва (символизирующих смерть). Вокруг входа в храм – фигурки святых людей и апостолов Христа. На наличниках словно сидят химеры. Украшения второго и третьего яруса собора – аркады, имеющие более живописное название – ажурные галереи. Четвертый соборный ярус – место расположения «галереи королей».

Вид со стороныСкульптура фасада

Три портала обладают разным тематическим скульптурным убранством:

  • тема Страшного суда;
  • посвящение Деве Марии;
  • память местному святому, служившему епископом, – Фирмену. После канонизации этот чтимый верующими старец стал амьенским покровителем.

Вход в собор с южной стороны фасада украшает скульптура «золотой Мадонны». Ее создание датируется серединой 18 века. В самом начале статуя была покрыта золотом, что и послужило причиной ее наименования. Великая фигура в дальнейшем послужила образцом для творчества многих известных французских и европейских скульпторов.

Скульптура «Золотой Мадонны» на входе

Некоторыми искусствоведами проводится параллель между собором в Амьене и Парфеноном в Древней Греции. Но эти сравнения неуместны – величество и гармония древнегреческого храма не находит отражения во французском памятнике зодчества. Это нисколько не умаляет художественной и скульптурной ценности последнего, Амьен привлекает ежегодно миллионы туристов и паломников со всех уголков планеты. Собор Амьенской богоматери – ярчайшее воплощение готики в камне.

Квартал Сен-Лё

Протекая через Амьен, река Сонна распадается на рукава. На этих рукавах-каналах возник район Амьена – Сен-Лё. Очаровательный!

И вот мы от Ортилоннаж идем вдоль Сонны. Один берег – прогулочный, второй – сплошной ряд кафе под разноцветными навесами.

река Сомма

«ресторанный» берег Соммы

Вход в пассаж Белю, галерею антиквариата

Доходим до деревянного детины, стоящего посреди реки.

детина в реке

Время от времени местные студенты детину во что-нибудь обряжают, так что можно встретить его в разном облачении. Прямо как брюссельского Манекен Пис. Впрочем, что касается Писающего мальчика, то здесь есть свой, воздвигнутый на недосягаемую для туристов высоту.

Местный Манекен Пис

А еще Амьен славен своими марионетками, которых здесь называют «каботан», т.е. деревянная кукла. А самый среди них знаменитый – Лафлёр, фигурки которого время от времени можно встретиться на улицах города.

Фигурки марионеток то и дело встречаются на улицах Амьена

За мостом Додан (сразу за деревянным детиной и напротив собора) Сомма раздваивается, а потом растраивается. И я очень рекомендую прогуляться по правому берегу, вдоль узких каналов, застроенных маленькими цветными домиками.

Перед мостом: вид на собор. Неправда ли, шпиль кривоват?

Квартал Сен-Лё

По каналам квартала Сен-Ле тоже можно проплыть на кораблике. Длятся такие прогулки 35 минут, проводятся в середины апреля по середину октября.

А как вам эти близнецы?

Местный университет тоже стоит на канале

Напоминание о войне

На улочках квартала Сен-Ле

Возле церкви Сен-Ле

С другой стороны Сонны тоже проходит симпатичный канал, прямо на полпути от реки до собора.

Еще немного кружим по городу и, наконец, подходим к собору.

Внешний вид

Западный фасад и порталы

Западный фасад Собор был построен в рамках единой кампании с 1220 по 1236 год и продемонстрировал необычайную степень художественного единства. Уровень окна-розетки был закончен примерно в 1240 году. После этого строительства продвигалось медленнее. Верхние части башен не были достроены до 14 века.

Фасад имеет три глубоких крыльца с остроконечными арками, прикрывающих три портала. Над порталами две галереи; наверху находится Галерея королей с двадцатью двумя статуями королей Франции в натуральную роль. Почти все статуи к реставрации Виолле-ле-Дюк. Над галереей находится окно-роза, каменный узор или каркас которого датируется 16 веком. Над окном-розой находится галерея Музыкантов или Беллринджерс, реконструкция оригинала XIX века.

Центральный портал посвящен Страшному Суду, левый портал мученику Святой Фирмин ; и правый портал к Деве Марии. Над каждым порталом — тимпан, заполненный скульптурой. Центральным элементом Тимпан Страшного Суда является фигура поднимающего руки и осуждающего тех, кто ниже его. Справа и слева от него Дева Мария и Святой Иоанн взывают к нему о милосердии. Добрых христиан справа от него сопровождают в рай, а грешников слева от него отправляют в ад. Недавняя очистка скульптуры показала следы окрашенных в красный цвет отметин на руках, представляющих места, где гвозди были забиты во время его распятия.

Статуи святых в тимпане включают в себя почитаемые местными жителями святых Викторика и горечавки, Святой Домиций, Святой Ульфия и Святой Фермин.

Колокольни

Верхние части башенного фасада, над окнами-розетки, были более поздними постройками, разной высоты. Южная колокольня справа, обращенная к фасаду, короче и была построена примерно в 1366 г. Северная башня была завершена в 1406 г. и оформлена в стиле поздней готики пламенеющий. В этом случае была воссоздана две башни на уровне крыши, воссозданная в 19 веке Виолле-ле-Дюк. Виолле-ле-Дюк перепроектировал галерею по образцу галереи Шартрского собора того же периода.

Бо Пилиер

Одной из необычных черт башен Бо Пилиер (Красивая колонна), поддерживающий контрфорс, который был добавлен в XIV веке на стыке северной башни и первая из двух новых часовен, построенных на северной стороне. Колонна и часовни были заказаны Жаном де ла Гранжем, епископом Амьена (1373-1375), который был главным советником короля Франции Карла VI.

. Пилар содержит девять статуй, представляющих политические, военные цифры Франции того времени; внизу — сам кардинал де ла Гранж; Чемберлен, Бюро де ла Ривьер и адмирал Жан де Вьен, над ними, сам король Карл (в центре); его сын дофин, будущий король Карл VI Франции и его младший сын. Над этим статуями находятся статуи Иоанна Крестителя, Девы Марии и Святого Фирмина.

Флеш

Первоначальный флеш 13-го века, или шпиль собор, расположенный над точкой пересечения трансепта и нефа, был разрушен молнией в 1528 году. но был заменен новым флешем, построенным из деревянного каркаса, покрытого позолоченными свинцовыми пластинами. Он часто был поврежден штормами и ремонтировался в последующие годы, но, в отличие от флеша Собора Парижской Богоматери, он так и не был полностью перепроектирован и перестроен. В нем до сих пор сохранилась большая часть оригинальных материалов XVI века, в том числе деревянный каркас. От земли до скульптурного петуха на вершине, высота флеша составляет 112,70 м (369,8 фута).

Летающие контрфорсы

аркбутаны — архитектурная особенность, которая сделала возможным огромную высоту стен нефа и хора. Арочные контрфорсы перепрыгивают через внешний, нижний уровень собора, где установлены амбулатория и часовни, чтобы укрепить верхние стены фонаря. Они противодействуют сводчатыми потолками наружу и вниз, так что стены между контрфорсами должны быть тонкими и заполненными окнами. Позднее контрфорсам дополнительной прочности за счет тяжелой конструкции башен поверх их оснований. Контрфорсы нефа старше, примерно с 1230 года, и у каждой опоры есть две арки, расположенные одна над другой. Они оба делают прыжок на стену нефа; одна арка со стеной чуть выше максимальной тяги наружу от сводов; другой чуть ниже.

Контрфорсы хора, построенные примерно в 1260 году, имеют совершенно другой дизайн. У каждого контрфорса есть две опоры, одна выше другая, и арки делают два прыжка, чтобы достичь стены, встречаясь с ней в конечной точке удара наружу. Контрфорсы хора имеют дополнительную функцию; каналы в верхней части каменных арок несут дождевую воду как можно дальше от строения, выбрасывая ее из устьев резных горгулий.

Лучистая готика

Лучистая готика (фр. le gothique rayonnant) – направление французской готики, которое характеризуется набором декоративных оформительских приёмов на ранней стадии стиля. Если «ранняя» и «высокая» предполагают конкретный временной отрезок, то «лучистая» — это альтернативная классификация подразумевающая декор. Французы относят этому течению почти все постройки до середины XIV века (включая первую церковь Сен-Дени).

Также используют термины: лучезарная готика, сияющая, стиль районат.

Роза в капелле Сент-Шапель напоминает лучи солнца

Признаки: 1) выраженная и подчёркнутая вертикальность и устремление вверх; 2) линии колонн продолжаются на сводах, подобно лучам; 3) орнамент круглого окна (розетка), также ассоциируется с лучами, расходящимися от центра; 4) орнаменты на других окнах в виде цветков символизируют солнце; 5) благодаря большому количеству витражей помещение наполнено разноцветными лучами света.

Главной постройкой в стиле лучистой готики является . Несмотря на то, что в очень многих церквях и соборах имеются признаки лучезарного стиля (не только во французских), Сент-Шапель – это эталон.

Потолочные своды и витражи Сент-Шапель

Часовня Сент-Шапель была истинным архитектурным шедевром своего времени. На фото видно, что опорные колонны подобно лучам устремляются в высь и органично переходят в потолочные нервюры, а оконная круглая розетка напоминает солнечный диск. Также, в постройке было впервые применено сплошное остекление, стены буквально составлены из стекольных витражных конструкций.

Архитектура

  • Длина: снаружи 145 м, изнутри 133,5 м, трансепта 70 м
  • Ширина: нефа 14,6 м, боковых нефов 8,65 м
  • Высота: свода 42,3 м, шпиля 112,7 м
  • Площадь: 7700 м²
  • Внутренний объём: 200 000 м³

Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами зрелой готики. В эпоху поздней французской готики существовала поговорка: «Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартра башни, от Парижа фасад, от Амьена продольный корабль, от Реймса скульптуру». Архитектура собора включает в себя также элементы пламенеющего стиля (большая роза, северная башня, амвон и кресла со спинкой). Высота свода — 42,3 м — близка к максимальной высоте для архитектурных сооружений такого типа[источник?].

В соборе получили развитие принципы построения плана и решения внутреннего пространства, заложенные в Шартрском и Реймсском соборах. В Амьенском соборе трансепт ещё больше сдвинут к западу (средокрестие совпадает с серединой продольной оси храма, равной длине трансепта).

Западный фасад собора, вариант развитого готического фасада, имеет не вполне безупречные пропорции. Четыре контрфорса разделяют его на три поля, которые в нижнем ярусе занимают три глубоких скульптурных портала с двойными дверьми. Второй ярус расчленён на две части: полосу арок с окнами и «галерею королей». Верхняя часть фасада занята розой и несколько сдавлена по сторонам двумя башнями, завершенными в середине 15 века.

В простенке центральной двери помещена статуя Христа, характерно называемого «прекрасным богом Амьена», — яркий образец средневекового ваяния. В тимпане — изображение страшного суда.

Интерьер

Значительные высота (18 м) и ширина (8,6 м) боковых нефов способствуют устранению впечатления «коридорности». Пространство собора воспринимается как единое и моделированное по схеме: от трёхнефной базиликальной входной части — к трёхнефному трансепту, плавно  перерастающему в пятинефный хор. В хоре боковые нефы, имеющие одинаковую высоту, формируют зальную структуру, окружающую высокий (42,5 м) центральный неф. Сочетание основного базиликального разреза с локальными зальными частями создаёт сложную, богатую планами взаимосвязь пространств, воспринимаемую при движении как увлекательный архитектурный спектакль.
Залитый светом интерьер Амьенского собора поражает не только размерами, но и тонкостью и красотой прорисовки отдельных архитектурных фрагментов и деталей. Впервые в готике здесь использован звездчатый нервюрный свод в средокрестии, который акцентирует геометрический центр собора. Необычайно ясны и красивы пропорции основных вертикальных членений: на две равные части – декоративный карниз под трифорием, который проходит на половине высоты собора, на три равные части – столбы до пят арок, зона между этими пятами и окнами, опоры между окнами. На три равные части делится также верхняя зона центрального нефа (сквозные трифории с узкой галереей, нижняя часть окон до капителей колонок, верхняя часть окон с розами). Интерьеры Амьенского собора, как и его фасады, богаты скульптурным декором – алтарная преграда, статуи у столбов на консолях, деревянная скульптура XVI в. в хоре.

Подробнее о 5 ключевых архитектурных элементах готической архитектуры

Арки стрельчатой формы – главная особенность большинства готических церквей и соборов.

Стрельчатые арки

Ребристые своды и внедрение аркбутанов позволило создать высокие пролеты в главных залах соборов (Chartres Cathedral). | Фото: carmelist.livejournal.com.

Ребристые (реберные) своды

Аркбутаны – конструктивная основа культовой архитектуры готики. | Фото: referatwork.ru.


Задекорированные полуарки стали украшением всего архитектурного комплекса. | Фото: referatwork.ru.

Аркбутаны.

Огромные витражи украшали соборы и базилики, построенные в готическом стиле (Капелла Святого Людовика IX). | Фото: ru.wikipedia.org.

Красочные масштабные витражи

Фасады готических соборов изобилуют украшениями в виде башенок, статуй, горгулий, гротескных фигур и т. д.

Обилие декоративных элементов и упор на эстетику.

Церковь Сен-Пьер в Кане

Красивейшая церковь Кан возвышается над площадью Вильгельма завоевателя и стоит напротив величественного замка, создавая уникальный архитектурный комплекс.

Туристы, посещающие город, спешат сюда, чтобы ознакомиться с великолепным готическим сооружением XIII века. Особенно впечатляет резной декор фасада, на котором размещены каменные горгульи и скульптуры христианских святых.

Во время революции католическая святыня стала храмом нового культа, а после реставрации монархии церковь вернули верующим. Сегодня площадь, и стоящая на ней святыня одна из самых посещаемых гостями города достопримечательность.

7

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кind city
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: