Пещерные храмы индии

Пещеры Вихара

Большинство пещер Аджанты ­– Вихара. Они, как правило, имеют квадратный зал с плоским потолком и расположенными по бокам монашескими кельями. В них собирались, трапезничали и отдыхали монахи.

Пещера 1 – самая большая: её высота – 6 м, а ширина – 12. Она считается и самой красивой. В ней находится наиболее известное произведение наскальной живописи Аджанты – изображение Bodhisattva Padmapani (Бодхисаттвы Падмапани). Потолок пещеры покрывает прекрасная роспись с удивительно точной художественной перспективой.

Пещера 2 не уступает № 1 красотой росписи потолка, а пещера 17 выделяется наилучшей сохранностью фресок. Их основные сюжеты – обыденная жизнь и путешествия царственных особ.

Информация

Камера хранения рядом с туалетами возле главной кассы — надежное место, где можно оставить технику на хранение за один предмет на четыре часа) в том случае, если вы приехали в Аджанту по пути из Аурангабада в Джалгаон или наоборот. Пещеры находятся в конце крутого короткого подъема,который начинается возле кассы; люди старшего поколения могут заказать четырех носильщиков, которые поднимут их наверх на кресле (400 рупий).

По трудно объяснимым причинам на момент написания книги власти затеяли строительство нового комплекса возле Т-образного перекрестка. По слухам, они собираются воспроизвести основные пещеры под современными куполами с климат-контролем!

Что еще посмотреть рядом с Эллорой?

Во время визита к скальному комплексу Эллоры, стоит оставить немного времени для релакса и осмотра других достопримечательностей Эллоры.

  • В конце дня можно подняться на близлежащий холм, чтобы побыть наедине с природой, насладиться местными красотами, посмотреть на город и скалы с высоты, а заодно и запечатлеть невероятной красоты закат.
  • Также после закрытия заповедника можно спуститься в деревню Верул и зайти в Шри Гришнешвар Темпл, где можно поклониться Господу Шиве, который пребывает в этом месте в виде джьотирлингама. Храм очень древний и полный благостной энергии. На входе можно купить подношения, а во время даршана не только поклониться мурти, но и дотронуться до Шива-лингама.
  • Если во время визита в Эллору, предстоит заезд в Аурангабад, то там рекомендуется уделить время посещению мавзолея Биби-ка-Макбар, который визуально не отличим от Тадж-Махала.

Сведения об обеспечении безопасности персональных данных

9.1. Оператор назначает ответственного за организацию обработки персональных данных для выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

9.2. Оператор применяет комплекс правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных для обеспечения конфиденциальности персональных данных и их защиты от неправомерных действий:

9.2.1  обеспечивает неограниченный доступ к Политике, копия которой размещена на сайте Оператора по адресу https://undergroundexpert.info;

9.2.2  во исполнение Политики утверждает и приводит в действие внутренние локальные акты;

9.2.3  производит ознакомление работников с положениями законодательства о персональных данных, а также с Политикой и внутренними локальными актами;

9.2.4 осуществляет допуск работников к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также к их материальным носителям только для выполнения трудовых обязанностей;

9.2.5 устанавливает правила доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также обеспечивает регистрацию и учёт всех действий с ними;

9.2.6 производит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения ФЗ «О персональных данных»;

9.2.7 производит определение угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе Оператора;

9.2.8 применяет организационные и технические меры и использует средства защиты информации, необходимые для достижения установленного уровня защищенности персональных данных;

9.2.9 осуществляет обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принимает меры по реагированию, включая восстановление персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

9.2.10    осуществляет внутренний контроль соответствия обработки персональных данных ФЗ «О персональных данных», принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, Политике, Положению и иным локальным актам, включающий контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и их уровня защищенности при обработке в информационной системе Оператора.

Храм Кайласнатха

Всю мощь и великолепие центральной достопримечательности Эллоры – храма Кайласнатх – невозможно передать ни на словах, ни с помощью фотографий. Это настоящий шедевр древнего зодчества, который можно сравнить по значимости и сложности исполнения египетскими пирамидами. Храм был построен в 8 веке при содействии Кришны Первого – раштракутского царя. Чтобы выполнить поставленную им задачу, было вручную вырублено из скалы 85 тысяч квадратных метров породы. Двигаясь сверху вниз, мастера создавали настоящее чудо – имитацию священной горы Кайлас, на которой, согласно представлениям индуистов, живет Бог Шива вместе с семьей.

Это сооружение является самым крупным монолитным памятником в мире. Храм представляет собой несколько залов, один за одним следующих в направлении гарбагрихи – места расположения Шива-лингама, главной святыни этого места.

  • По традиции, первым идет павильон Нанди – ваханы (ездового животного Шивы). При входе в него стоят два гигантских обелиска, высеченные из скальной породы. Их высота составляет 17 метров.
  • Следующий зал – Мандапа, также известная как зал собраний. На ее внешних стенах можно найти картины, изображающие события Рамаяны и Махабхараты, а также повествования о подвигах Кришны.
  • Далее следует святилище Шивы, над которым возвышается шикхара. Общая высота этого сооружения – 32,6 метра. По задумке архитектура, именно эта часть храма символизирует собой гору, на которой живет Шива. Есть свидетельства, что изначально шикхару закрашивали сверху белым цветом, чтобы добиться максимального сходства с заснеженными пиками Гималайских гор.

В храме Кайласнатха интересно гулять как внутри главных залов, так и по внешнему периметру (в своеобразном дворике), делая обход храма по часовой стрелке. Повсюду можно увидеть уникальные барельефы, изображающие Богов индуизма, гигантские скупльтуры священных слонов, изображения религиозной символики и т.п. Фотография на территории храма разрешена, но делать ее просят без использования вспышки.

Для получения полной картины Кайласнатха рекомендую взглянуть на храм не только снизу, как это делают все посетители, но и сверху, предварительно поднявшись на местные холмы справа или слева от скального сооружения. Вид сверху позволит оценить масштаб храма Шивы, а также увидеть некоторые архитектурные решения, которые физически невозможно рассмотреть снизу. Например, роскошный цветок лотоаса, который украшает крышу зала собраний.

Интересно, что даже современные учёные точно не знают, каким способом был построен Кайласнатх, какие технологии позволили создавать столь совершенные и высокодетализированные скульптуры из скального монолита в этом месте.

Индуисты не просто посещают Кайласнатх как известную достопримечательность, но и поклоняются мурти Богов и лингамам, установленным на его территории так, словно они пребывают в действующем храме.

Аджанта, что посмотреть?

Не все пещеры Аджанты одинаково интересны, некоторые представляют просто выдолбленные в камне залы, почти лишенные украшений видимо они использовались как склады или какие то хозяйственные помещения, возможно они просто не были закончены.

Пещеры 2, 16, 17 украшены фресками, освещение или никакое или плохое, многие фрески, что видны находятся в состоянии плачевном. Большинство фоток, встречающихся в альбомах и на сайтах оттуда видимо отретушированы, а цвет откорректирован. Потрясающие расписные потолки, которые местами сохранились лучше настенных фресок. Пещеры 1, 4, 19, 24 и 26 имеют действительно интересные скульптуры.

Интересны в Аджанте чайтьи, которых тут много, некоторые украшены прекрасной резьбой, другие росписями. Причем резьба здесь на мой взгляд интересней и фресок и рельефов полее поздней по времени строительства Эллоры. Наибольшее впечатление на меня произвела пещера № 26. Это чайтья. По левую сторону от входа, головой ко входу лежит спящий или ушедший в нирвану гигантский семиметровый Будда, отгороженный от центрального зала колоннами и просто не влезающий в кадр. В его ногах сюжеты из его жизни. Рядом с чайтьей слева сидящего на возвышении в позе медитации Будду обступили красавицы, целая толпа прекрасных женщин, группа просто потрясающая. Эти красавицы почти стерли у меня все предшествующие впечатления, а больше открытых для осмотра пещер в Аджанте нет. Из 28 имеющихся пещер 4 или 5 закрыты на реставрацию

В пещерах снимать на видео нельзя, только снаружи, со вспышкой снимать тоже нельзя, света явно не достаточно, поэтому часть рельефов и фресок просто не видна ни глазу, ни объективу. В некоторых пещерах смотрители вообще запрещают снимать, но если дать денег — то снова можно.

Выходной — понедельник. Входной билет стоит 250 рупий или 5 баксов, есть еще световой билет и билет на видео(!), я их купила, но они абсолютно не нужны, слабое освещение есть и так, большего никто не включает и за дополнительную плату.

Пещера Аджанты открыты ежедневно с 9.00 до 17.30

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько ученых были отправлены на исследование пещер Аджанты, которые, впрочем, так же не уделили должного внимания к этой археологической находке. В 1843-м году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит своими корнями в глубочайшую древность.

То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 – храмами. В них, на удивление, прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и для зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые ученные называют не иначе, как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определенное представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных . В подземных залах нет ни одного пустующего уголка, отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чем-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими. Роспись, созданная монахами в далекие времена, словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что все в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на картинах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды: от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни.

Все это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844-м году прибыл в пещеры Аджанты. Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя все время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866-м году часть копий основных фресок были собраны для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи с пещерами, которыми так восторгался и которые погубили его.

До наших дней дошла еще одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен, как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнем, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

История пещерных храмов

Монастырский комплекс создавался на протяжении семи столетий – со II в. до н. э. до V в. Наиболее интенсивное строительство велось в конце этого периода. Монахи жили в монастыре предположительно до XI–XIII вв. К этому времени индийский буддизм уступил свои позиции в стране возрождавшемуся индуизму и активно насаждавшемуся мусульманскими захватчиками исламу. Аджанта оказалась заброшенной и забытой.

Второе открытие пещерного монастыря состоялось в 1819 г. Охотившиеся в джунглях на тигров английские солдаты, раздвинув густые заросли, обнаружили вход в пещеру. Англичане вошли в него, зажгли факелы, и неожиданно оказались в большом расписанном зале с колоннами и каменной буддистской ступой. Затем они обнаружили множество тропинок, ведущих в другие пещеры скалы, имеющей форму подковы.

За следующую четверть века Аджанту посетили несколько учёных и туристических групп.

Хотя заброшенность и труднодоступность Аджанты способствовали её сохранности, росписи продолжали исчезать под воздействием времени и климата.

После доклада Фергюсона Королевскому Азиатскому обществу, в монастырь в 1844 г. был командирован художник Роберт Гилл. Перед ним поставили задачу тщательно скопировать уникальную наскальную живопись на полотно. Гилл очень добросовестно подошёл к своему делу, которому посвятил два десятилетия жизни. Во время работы до нередко болевшего художника доходили разговоры индусов о проклятии, довлеющем над пещерами, но он не придавал им значения.

По окончании работы он показал свои труды в Хрустальном дворце Лондона. Увы, плоды 20-летней кропотливой работы художника сгорели в крупном пожаре, случившимся в 1866 г. на выставке. Тогда и пришлось ему вспомнить легенду о мести богов потревожившим их людям. Гилл нашёл в себе силы вновь приехать в Аджанту, и начать всё сначала. Вскоре, однако, он умер от неизвестной болезни, и был похоронен недалеко от пещер.

Следующую попытку копирования наскальной живописи предпринял бомбейский искусствовед Джон Гриффитс с учениками. Как ни странно, но на выставке в 1885 г. в Лондоне, где они представили выполненные ими 300 живописных полотен, произошёл пожар, и треть картин была уничтожена.

Единственная успешная попытка вывезти фрагмент фресок без негативных последствий для себя удалась Джеймсу Эдвину Уильямсу в первой половине XIX в. Сейчас эта древняя фреска V в. находится в Бостоне, в экспозиции Музея изящных искусств.

Широкую общественную известность пещерный монастырь получил менее века назад – в 1928 г. Тогда многие газеты опубликовали серию фотоснимков, сделанных итальянскими учёными, исследовавшими древний памятник.

Как добраться

Добраться до Эллоры можно рейсовым автобусом из Аурангабада. Ехать не больше часа. Поэтому Эллора более популярна у туристов. До Аурангабада же добраться можно прямым поездом из Дели или же поездом из Мумбаи.

По вторникам комплекс Эллоры не доступен для посетителей,  а в Аджанте — это понедельник.

В каждый храм вход оплачивается отдельно, самый дорогой входной билет стоит около 5$.

До Аджанты можно добраться из Аурангабада также на автобусе. Ехать около трех часов, примерно 50 км. Входной билет на территорю самого комплекса  для иностранцев  250 рупий (для местных — 10).

Эллора, подробности

Пещерные храмы Эллоры были созданы в 6-11 веках нашей эры. Есть мнение, что сюда перебрались монахи, покинувшие Аджанту после нападения мусульман в XIV веке. В отличие от Аджанты Эллора имеет более выгодное место расположения — рядом проходят маршруты государственного значения. Ввиду чего сюда часто заезжали с визитом самые знатные лица и представители правящей династии Индии.

Храмы Эллоры создавались в совершенно иную историческую эпоху, при правлении Раштракутов. А эта династия имела большое влияние на мировой политической арене и обладала поистине несметными богатствами. Ввиду чего Эллора может похвалиться более сложным устройством храмов и непередаваемой красоты декоративным оформлением.

В отличие от Аджанты пещерные храмы Эллоры пострадали меньше от течения времени и завоевателей, большая часть памятников осталась нетронутой.

Храмы Эллоры:

Храм Кайласанатха

Самым впечатляющим из всех храмов  — это Кайласанатха. На его творение ушло полтора века. Храм Кайласанатха полностью высечен в скале, а его общая площадь составляет около 2000 метров квадратных. Кайласанатха  возвышается над всеми остальными храмами, и символизирует священную для многих религий гималайскую гору Кайлас, которая с точки зрения этих религий является духовным центром всего мироздания. Именно на Кайласе восседал верховный бог в индуизме — Шива, поэтому Кайласанатха посвящен именно этому богу. Здесь огромное множество статуй божества, изображений из индийской мифологии, искусно высеченных в камне.

Фасад  и внутренние стены храма  украшены барельефами с сюжетами индийских мифов. Их как бы защищает огромная стена, полностью покрытая рельефными изображениями. Просто завораживает сцена сражения бога Шивы с олицетворением сил зла — Раваной.

Скульпторы очень точно передал все черты персонажей, и даже непосвященный с легкостью сможет понять соержание событий, запечатленных в камне. Особенно грандиозно смотрятся  эти  барельефы в лучах заходящего  солнца.

У ее подножья храма исполнены статуи львов и слонов. Причем слоны размещены так, что со стороны фасада видно только трех слонов, на спинах которых, согласно мифологии, держится мир.

Состав горной породы, в которой весечен храм,похволил ему прекрасно сохраниться до наших дней.

Храм Тин-Тхал

Кайласанатха считается самым крупным монолитным каменным творением Эллоры. Но все же центральным здесь принято называть храм Тин-Тхал.

Этот храм имеет три этажа и представляет собой один из самых масштабных пещерных храмов в мире. В архитектурном отношении в Тин-Тхала все выполнено предельно просто и сдержанно.

Шестнадцатиметровый фасад украшен лишь мощными квадратными колонами, которые расположены в три ряда. Далее идет небольшой двор прямоугольной формы. Вход в этот двор через довольно узкие ворота, высеченные в скале. Потом каменная лестница ведет непосредственно в огромные залы, своды которых поддерживают массивные квадратные колоны. В глубине каждого зала расположены грандиозные статуи, стоящие в полумраке. Вся  эта аскетическая  простота и  монументальность производит на присутствующих неизгладимое  впечатление.

Храм Рамешвара

Храм Рамешвара несколько уступает по своей площади, но вполне может конкурировать с Кайласанатха по богатству внутреннего оформления. Здесь все стены украшены изящной резьбой по камню, таким же образом декорированы и массивные колоны.

Попадаяв в храм Рамешвара, оказываешься в таинственном и всепоглощающем мире индийской мифологии. Со стен смотрят каменные мифические существа, мастерски вписанные в сцены из самых важных сказаний Древней Индии. Узнать храм Рамешвара просто по необычному фасаду с изящной резьбой и колонами в виде стоящих девушек.

Интересно также посетить и пещерные храмы джайнов, их всего три, но они также украшены резьбой и искусными барельефами с изображением Махавира — основателя джайнской философии, а также величественных львов и лотосов.

История и религии

Эллора расположена в центральной части Индии, в штате Махараштра, вдали от популярных туристических маршрутов и легендарных сокровищ Золотого треугольника. В том же районе находится пещерный комплекс Аджанта, известный на весь мир своими великолепными фресками.

Эллора – сокращенная форма старинного названия Элапура. В древности Элапура была важным торговым центром Даккана, через нее проходил торговый путь в Дакшинапатху – южные области современной Индии.

Храмы Эллоры возведены в гористой местности, расположенной на плоскогорье Декан, которую называют Деканскими траппами. Траппы появились в результате большой вулканической активности и представляют собой огромные базальтовые образования, для которых характерны отвесные скалы и утесы. Такие каменистые склоны стали идеальным местом для уединенных пещерных монастырей буддистских общин. Со временем монастыри разрастались, увеличивался поток паломников, а с ним и пожертвования, на которые строились новые храмы, кельи монахов и временные прибежища для пилигримов.

Первые храмы Эллоры появились во времена правления династии Вакатака, цари которой были известны как покровители искусств, литературы и архитектуры. Несмотря на то, что Вакатака были приверженцами индуизма, они на протяжении нескольких веков спонсировали работы в буддистской Аджанте. Согласно другой версии, первыми храмами Эллора обязана правителям двух индуистских династий – старейшие из индуистских пещер построили цари Калачури, а буддистские – Чалукья.

Вообще, об истории ранних пещерных храмов Эллоры известно немного, так как после упадка династии Вакатака религиозные комплексы на какое-то время лишились серьезной поддержки правителей. Своим появлением они больше обязаны безымянным торговцам и незнатным людям, которые делали посильные пожертвования на строительство храмов, не оставляя об этом никаких записей.

В VII-VIII веках буддизм постепенно утрачивал свое значение в регионе. Началось возрождение индуизма, и это хорошо видно на примере Эллоры, где активно строились индуистские пещеры, а некоторые буддистские святилища были переделаны в индуистские храмы.

Среди последователей индуизма в Эллоре доминировал культ Шивы, поэтому во многих пещерах можно увидеть линги и многочисленные изображения Шивы-Махешвары. Самая значительная пещера Эллоры под номером 16 также посвящена Шиве. На ее стенах представлен весь пантеон богов и многочисленные сцены из Махабхараты, Рамаяны и Бхагавадгиты. Также в Эллоре представлено еще одно направление индуизма — вайшнавизм, особенностью которого является поклонение Кришне, Раме и другим воплощениям бога Вишну. В пещере 26 можно увидеть изумительные скульптурные изображения Кришны, Субхадры, Баларамы.

В IX веке в Эллоре появляются и джайнские пещеры. Джайнизм нашел в Эллоре благоприятную атмосферу веротерпимости и процветания. Джайны Эллоры были последователями  тиртханкар (духовных учителей, достигших просветления) Суматинатхи, Паршванатхи и Гоматешвары.

Строители джайнских храмов Эллоры создали свой собственный стиль, который впитал в себя характерные черты буддистских и индуистских архитектурных традиций.

По свидетельствам современников, Эллора активно использовалась до XIII века, вплоть до завоевания Декана Делийским султанатом. Буддистские монахи жили здесь до X века, а работы в джайнских храмах продолжались до середины XIII столетия. Хотя с тех пор Эллора не использовалась как религиозный центр, она не была забыта, как Мачу-Пикчу или другие знаменитые сооружения древности. Здесь бывали арабские и европейские путешественники, которые оставили описания Эллоры в своих путевых записках.

В  XV-XVII пещеры неоднократно осквернялись мусульманскими фанатиками, и многие статуи, барельефы и архитектурные элементы были серьезно повреждены, однако в целом монумент хорошо сохранился. Сейчас Эллора находится под защитой ЮНЕСКО и Археологической службы Индии и вместе с Аджантой является главной достопримечательностью региона Махараштра.

29 пещер Аджанта

Пещерный монастырь простирается более чем на полкилометра в ущелье реке Waghora (Вагхора). От параллельной берегу дороги проложены ответвления в каждую из 29 пещер. Их входы соединены построенной много позже террасой.

Пещеры были пронумерованы Фергюсоном по направлению с востока на запад. Эта последовательность не совпадает с хронологией строительства. Самые древние пещеры находятся в центре комплекса, а получившие первые два номера были обустроены позже других.

Некоторые пещеры (№ 9, 10 и 12) были созданы в более ранний хинаянский период развития буддизма. В это время акцент делался на независимом совершенствовании личности в монашеской общине. Поэтому в них нет статуй Будды. Махаянскому периоду свойственен сложный религиозный культ. В пещерах, датированных этим временем, много картин и статуй Будды, а потолки декорированы растительными орнаментами и изображениями птиц и животных. Этот приём древних живописцев позволял им визуально приподнять высоту.

Сохранившуюся в 13 пещерах настенную и потолочную живопись можно назвать живописной энциклопедией жизни древней Индии. Поскольку Будда – не бог, а учитель человечества, живший среди людей, то в посвящённых ему сюжетах часто изображаются картинки повседневного быта. Много эротических рисунков, которые в Индии никогда не считались антагонистами религиозных сюжетов.

До сих пор непонятно, как древние мастера в полумраке смогли создать такую высокохудожественную роспись. По одной из версий, они направляли внутрь пещеры отражённые полированным листом металла солнечные лучи. Для их дальнейшего распространения вглубь могла быть применена белая ткань. Другой загадкой Аджанты остаётся обнаруживаемая при реставрациях светящаяся краска древних мастеров, сохранявшая свою яркость много веков. Она способна воспринимать свет, накапливать его, а затем излучать в темноте.

туризм

Картина в пещере 1 (настоящее и бывшее состояние)

Несмотря на удаленность Аджанты, туризм все больше угрожает картинам, некоторым из которых около 2100 лет; Поэтому в некоторых пещерах были установлены фиксированные барьеры, чтобы защитить картины от частых и бессмысленных разрушений — кроме того, многие картины были защищены стеклами из оргстекла. Временное повышение влажности, вызванное большим количеством посетителей храмов, уже необратимо повредило росписи потолков в некоторых пещерах. В плохо освещенных пещерах теперь запрещено фотографировать со вспышкой, чтобы уберечь картины от дальнейшего ухудшения. Фотосъемка со штатива также запрещена.

Всего за пять долларов

Фрески Аджанты стоят в ряду лучших памятников мирового искусства. Учёные считают, что для культуры Азии эти росписи имели такое же значение, как итальянские фрески для Европы. ЮНЕСКО включило весь пещерный комплекс в списки памятников мирового наследия. Сегодня здесь музей. И всего за пять долларов можно совершить незабываемое путешествие в далёкое прошлое. Я разулся у входа в первую пещеру и в одних носках шагнул в глубину веков. И сразу же хоровод светящихся красок настенной живописи увлёк меня туда, где небесные сюжеты под звуки музыки, исполняемой божествами, перекликаются со вполне земными, а картины реальной истории народов, населявших страну, соседствуют со сказаниями из легендарной жизни Будды в его прошлых воплощениях. У меня даже слегка закружилась голова. И краски на стенах мне показались не только светящимися, но и звучащими. Кстати, многие попытки сделать копии фресок терпели неудачи. В 1866 году копии основных фресок были собраны в лондонском Хрустальном дворце для выставки. Но дворец со всеми картинами сгорел. Следующий раз бомбейские художники несколько лет копировали росписи, а затем отправили их в Лондон, в музей Виктории и Альберта. Вспыхнувший пожар уничтожил их. Боги хранят свои тайны, очевидно, считая, что религиозная живопись должна служить своей великой цели…

Пещеры Эллора сейчас

Комплекс Эллора вошел в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Содержание и реставрация комплекса ведется на деньги Правительства Индии и на средства, предоставляемые международными организациями. Комплекс хорошо сохранился, потому что базальт ─ достаточно твердый материал. Даже войны не смогли нанести ему значительного урона.

В декабре в Эллоре проводится фестиваль музыки и танца. Посмотреть на это интересное зрелище приезжают тысячи туристов.

Собираясь осматривать пещеры, не забудьте взять фонарик. Во многих местах без него вы просто ничего не увидите.

И еще одно: приехав в Эллору, помните, что для вас пещеры ─ туристический объект, а для сотен индийцев ─ храм, святое место, куда они пришли, чтобы поклониться своим Богам. Пещеры ─ образец уважительного отношения к другим религиям, и это должно быть уроком всем нам, людям 21 века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кind city
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: